Надзорная жалоба гпк рф

ст. 391.2 Гражданского Процессуального Кодекса РФ с ми

Надзорная жалоба гпк рф

1. Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

2. Судебные постановления, указанные в части второй статьи 391.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

Комментарий к статье 391.2 Гражданского Процессуального Кодекса РФ

1. При сравнении с ГПК РСФСР следует отметить, что ГПК РФ пошел по пути регламентации прав лиц, обращающихся в суд с просьбой о пересмотре дела в порядке надзора, а не по уполномочиванию должностных лиц на принесение протестов в порядке надзора.

Практически законодатель закрепил сложившуюся практику, когда лица, участвовавшие в деле, обращаясь к должностным лицам, наделенным правом на принесение протеста, составляли надзорную жалобу.

Таким образом, надзорная жалоба (кстати, не нашедшая своего законодательного закрепления в ГПК РСФСР) рассматривалась в качестве возможного сигнала о вступлении в законную силу незаконного судебного постановления (наряду с газетными публикациями и пр.).

На основе данных сигналов и при наличии определенных обстоятельств соответствующее должностное лицо истребовало и изучало дело, а затем либо приносило протест в порядке надзора, либо отказывало в принесении протеста. Сегодня надзорные жалобы подаются непосредственно в суд надзорной инстанции – Верховный Суд РФ, который и решает вопрос по существу о необходимости пересмотра дела в порядке надзора.

2. Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ не через суд, вынесший судебный акт. Если будет признано необходимым запросить дело из суда первой инстанции, в котором оно хранится, то это будет сделано Верховным Судом РФ.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает срок, в течение которого судебные постановления могут быть обжалованы в надзорном порядке. Этот срок исчисляется с момента вступления судебного постановления в законную силу и длится в течение трех месяцев.

Как отмечается в п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2008 г. N 2 “О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г.

N 330-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”, исходя из названной нормы, а также из ст. ст. 379.1, 382 и п. 6 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 4 декабря 2007 г.

N 330-ФЗ) этот срок установлен для обжалования судебных постановлений во всех судах надзорной инстанции, и подача надзорных жалобы или представления прокурора в вышестоящий суд надзорной инстанции после получения определения об отказе в передаче надзорных жалобы или представления прокурора для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не влечет за собой его исчисления заново.

Указанный трехмесячный срок начинает исчисляться на следующий день после вступления судебных постановлений в законную силу и истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

Часть 2 ст. 391.

11 ГПК РФ устанавливает шестимесячный срок для подачи жалобы любым заинтересованным лицом или прокурором Председателю Верховного Суда РФ или заместителю Председателя Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе прав на доступ к правосудию и на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Как уже отмечалось, ранее действовавший ГПК РСФСР позволял предъявлять протест в порядке надзора в любое время с момента вступления судебного постановления в законную силу.

Однако сокращение срока на принесение жалобы в надзорном порядке отражает общую тенденцию современного законодательства, которое в части сокращения срока подачи надзорных жалобы, представления с момента вступления в силу ГПК РФ менялось дважды. Комментируемый Кодекс предусматривает возможность восстановления процессуального срока.

Согласно ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный ч. 2 комментируемой статьи срок по причинам, признанным судом уважительными, он может быть восстановлен.

Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы). На определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба (ст. 112 ГПК РФ).

Надзорные жалоба или представление прокурора, поданные по истечении установленного срока, подлежат возвращению без рассмотрения по существу с определением судьи подавшему их лицу (п. 3 ч. 1 ст. 391.4 ГПК РФ).

Время рассмотрения надзорных жалобы или представления прокурора в суде надзорной инстанции при исчислении названного срока учитываться не должно, так как оно не зависит от лица, подавшего надзорную жалобу, или прокурора, подавшего представление.

Источник: https://rugpkrf.ru/st-391.2-gpk-rf

Надзорная жалоба по гражданскому делу: образец 2021

Надзорная жалоба гпк рф

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Надзорная жалоба по гражданскому делу – последний шанс оспорить решение и добиться его пересмотра. Рассмотрение дела в порядке надзора – компетенция Президиума Верховного суда. Эта стадия обжалования считается наиболее сложной. Если дело дошло до нее, значит, апелляция и (или) кассация не принесли нужного результата, несмотря на то, что на этих этапах добиться его более вероятно.

О практике рассмотрения дел в порядке надзора

​Все последние годы статистика рассмотрения гражданских дел в надзорной инстанции стабильна. Количество жалоб варьируется в районе двух сотен в год, а процент удовлетворения – очень низок, всего несколько процентов. Специалисты связывают такое положение дел с тремя главными аспектами:

  1. Надзор считается консервативной инстанцией, редко вмешивающейся в деятельность нижестоящих судов на уровне отмены или изменения их решений.
  2. Перечень оснований для пересмотра решений очень ограничен, и они редко встречаются на практике либо трудно доказуемы.
  3. Нижестоящие суды в своей деятельности обязательно руководствуются обзорами, постановлениями, разъяснениями и прочими актами Верховного суда РФ. Из-за этого их позиция при рассмотрении дел, как правило, совпадает с наиболее вероятной позицией Президиума ВС при рассмотрении дела в порядке надзора. Таким образом, уже на стадии оценки перспективности надзорной жалобы выводы неутешительны – выигрыш либо маловероятен, либо возможен, но только потому, что не было пока что еще прецедентов в определенном вопросе.

Добиться в надзоре положительного итога рассмотрения жалобы крайне сложно и шансы на успех очень малы. Поэтому в эту инстанцию, как правило, идут ради того, чтобы:

  • пройти весь путь судебного разбирательства до конца и поставить в надзоре финальную точку;
  • разрешить спорный вопрос и создать прецедент;
  • воспользоваться хоть и небольшим, но все-таки шансом, попытавшись выиграть дело.

Подготовка надзорной жалобы

Надзорная жалоба в Верховный суд РФ по гражданскому делу готовится и подается с соблюдением требований ст.ст. 391.1-391.4 ГПК РФ.

Основания для пересмотра и изменения обжалуемого решения:

  1. Нарушены конституционные или защищаемые на международном уровне права и свободы человека и гражданина.
  2. Нарушены права и интересы публичного характера или неопределенного круга лиц.
  3. Нарушено единообразие толкования и применения правовых норм.

Обжаловать в Президиуме ВС РФ можно только ограниченный перечень решений:

  1. Вступившие в силу решения судов субъектов федерации или Верховного суда РФ, принятые ими в качестве суда первой инстанции и прошедшие апелляцию в Верховном суде РФ.
  2. Апелляционные и кассационные определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ.
  3. Определения Апелляционной коллегии ВС РФ.

Сроки подачи надзорной жалобы – 3 месяца с момента вступления в силу оспариваемого решения. Если срок пропущен, но есть на то уважительные причины, необходимо вместе с жалобой подать заявление о восстановлении срока. Если доводы будут убедительными, срок может быть восстановлен.

Рассмотрение таких заявлений – компетенция судьи ВС РФ, который первично анализирует и оценивает поступившую жалобу и материалы по ней. Вопрос решается в общем порядке, судьей единолично, без приглашения и участия заинтересованных лиц. По итогу выносится определение.

Данное решение может быть пересмотрено Председателем ВС РФ или его заместителями.

Формальные требования к надзорной жалобе:

  1. Она подается непосредственно в Верховный суд.
  2. Обязательное содержание:
  • данные суда;
  • данные заявителя и всех участников дела (наименование/ФИО, адрес места жительства/нахождения, процессуальный статус);
  • информация обо всех судах (инстанциях), где ранее рассматривалось дело, и о принятых ими решениях;
  • информация о решении (решениях), которые обжалуются, то есть требуют пересмотра;
  • указание оснований для пересмотра решения (решений) в порядке надзора и доводов, которые подтверждают наличие таких оснований;
  • указание на права, свободы, интересы, которые были нарушены обжалуемым решением (только для случаев подачи жалобы лицом, которое не является участником дела, но чьи права или интересы затронуты обжалуемым решением).
  • просьба заявителя – чего он хочет добиться в надзорной инстанции.
  1. Обязательные приложения к жалобе – заверенные копии всех решений нижестоящих судов (заверяются в судах, которыми они приняты) и материалы, подтверждающие заявленные обстоятельства и доводы.
  2. К жалобе также обязательно прикладывается документальное подтверждение оплаты госпошлины. Госпошлина рассчитается по правилам, предусмотренным для подачи неимущественных исков (п. 2 и п. 4 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, часть 2). На сегодня – 300 рублей для физлиц, 6000 рублей для организаций. Действуют все льготы, предусмотренные ст. 333.35 и ст. 333.36 НК РФ, часть 2. Если есть право их применения, необходимо приложить подтверждающие документы. При наличии прикладываются судебные решения о предоставлении рассрочки/отсрочки уплаты госпошлины либо уменьшении ее размера.

Для подготовки документов самостоятельно (без юриста) лучше всего использовать образец надзорной жалобы по гражданскому делу. Он поможет соблюсти формат, не пропустить важные разделы, пункты и нормы. Но содержание жалобы должно быть свое – согласно обстоятельствам конкретного дела и ходу его рассмотрения.

Как правило, жалобу и приложения к ней готовит юрист или адвокат, ранее представлявший интересы заявителя или приглашенный для надзорного обжалования.

Он же обычно и далее представляет доверителя в надзорной инстанции, что значительно упрощает соблюдение формальностей и повышает шансы на положительный исход рассмотрения жалобы.

Скачать образец надзорной жалобы по гражданскому делу в верховный суд РФ

Порядок рассмотрения жалобы

В надзоре жалоба проходит три этапа:

  1. Проверка на соответствие формальным требованиям. Если жалоба не соответствует, она в течение 10 дней возвращается заявителю без рассмотрения по существу. Такое же решение будет принято, если жалоба подана с нарушением срока и не содержит заявления о его восстановлении либо в этом отказано. Жалобы возвращается и в случае поступления соответствующей просьбы от заявителя.
  2. Изучение жалобы и материалов для принятия решения о передаче дела в Президиум ВС РФ. На этом этапе судья ВС РФ самостоятельно анализирует материалы, в том числе истребованного при необходимости дела, и принимает решение о передаче жалобы на рассмотрение Президиума или об отказе в этом. Отрицательное решение может быть пересмотрено Председателем ВС или его заместителем.
  3. Рассмотрение жалобы на заседании Президиума ВС РФ. Заседание проводится при участии сторон, заинтересованных лиц и (или) их представителей, но неявка не будет препятствием для рассмотрения дела. Допускается участие в заседании путем видеоконференц-связи. Участники вправе давать объяснения по существу жалобы. Решение принимается большинством . 

Какое решение может принять Президиум:

  • оставить все принятые ранее по делу решения в силе;
  • отменить все принятые ранее по делу решения полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение;
  • отменить все принятые ранее по делу решения полностью или частично и прекратить дело либо оставить заявление (иск) без рассмотрения;
  • оставить в силе какое-то одно из ранее принятых по делу решений;
  • отменить или изменить ранее принятые по делу решения и вынести новое решение (только при ошибках в толковании и применении норм материального права);
  • оставить жалобу без рассмотрения по существу.

При подготовке жалобы целесообразно, формулируя просьбу, сразу ориентироваться на возможное (наиболее перспективное) решение Президиума и делать на нем акцент в доказательствах. Обязательно учитывается и то основание (основания), которое указывается в жалобе для отмены оспариваемого решения.

Источник: https://law03.ru/society/article/nadzornaya-zhaloba-po-grazhdanskomu-delu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.