Подача жалобы председателю верховного суда рф

Подача жалобы Председателю Верховного Суда РФ

Подача жалобы председателю верховного суда рф

Когда все стадии обжалования (первая инстанция, апелляция, кассация в окружном суде и жалоба в ВС РФ) пройдены, остается последний шанс. Шанс весьма и весьма условный, но бывают случаи, что он срабатывает.

Мало кто действительно понимает, что это такое – жалоба председателю ВС, что это за процесс и как это работает.

Письмо ли это или жалоба, как по-новому с этим работать и что именно делать? Разберем детально.

Юристы группы «Лигал Мил» внимательно отслеживают важные изменения в законодательстве и судебной практике, чтобы использовать в своей работе достоверную и свежую информацию.

Написание жалобы Председателю Верховного Суда

Основной причиной для отказа в принятия кассационной жалобы является ее несоответствие установленным на законодательном уровне нормам, форме и правилам. На практике часто встречаются ситуации, когда отказ в принятии заявлении является необоснованным.

Действенным инструментом, который позволяет продолжить борьбу за решение судебного вопроса в пользу клиента является составление мотивированной и соответствующей всем формальным требованиям жалобы. На законодательном уровне нет никакого порядка для составления и подачи такой жалобы в Верховный Суд.

Но этот факт не является существенной преградой для стороны в защите нарушенных прав.

На заметку! При отклонении кассационной жалобы Верховным судом, заявителю следует обратиться к Председателю. При этом требуется дополнительно (повторно) уплатить государственную пошлину (в соответствии с Налоговым кодексом РФ).

Жаловаться можно тогда, когда по своей кассационной жалобе в ВС вы получили отказ в передаче жалобы на рассмотрение в заседании суда.

1) вы прошли первую ступень кассации (в АС МОк)

2) далее вы обратились во вторую ступень кассации (в ВС РФ)

3) вашу жалобу «отклонил» единолично судья ВС без передачи ее на рассмотрение

4) вот и пришло время жаловаться председателю ВС на отказное определение.

Как правильно обжаловать отказное определение ВС

Система рассмотрения кассационных жалоб построена таким образом, что перед тем, как заявление попадет судебной коллегии, она должна пройти стадию предварительной оценки обоснованности жалобы. На этом этапе ее может «завернуть» и не допустить к рассмотрению судья, рассматривающий обращение.

Во время предварительной стадии проверки, судья ВС изучает следующие факты:

  • Соблюдение сроков для подачи обращения.
  • Оформление документа.
  • Суть претензии, изложенной в обращении.

Если жалоба проходит эту проверку, считается, что половину своего пути до коллегии, она уже преодолела.

Далее, обращение изучает судья, который во время проверки может не усмотреть в заявлении оснований для пересмотра дела.

Отказ в принятии заявления к рассмотрению может быть вынесен по нескольким причинам:

  • Несоответствие поданной жалобы законодательным актам РФ.
  • Неправильно подсчитан срок давности для подачи жалобы.
  • Допущены ошибки в оформлении документа.

Следующий этап проверки полученной судом кассационной жалобы — изучение документа судьей.

На этом этапе отказ от передачи документа на рассмотрение коллегией может быть вынесен по следующим причинам:

  • Документ не соответствует правовым нормам.
  • Нарушения, заявленные в жалобе, не серьезны.
  • Нарушения, заявленные в документе, считаются серьезными, но не отражаются на исходе рассматриваемого дела.
  • Нарушения не искажают сути правосудия.

Во время рассмотрения полученной жалобы судебной коллегией, суд вправе вынести одно из следующих решений:

  • Не удовлетворить жалобу.
  • Удовлетворить ее частично.
  • Не рассматривать полученную жалобу и прекратить производство по делу.
  • Не рассматривать полученную жалобу.

Во всех вышеперечисленных случаях заявителю должно быть отправлено определение, где указывается причина отказа (как правило, очень кратко).

Если поданная в Верховный суд кассационная жалоба была возвращена с отказом о принятии к рассмотрению, то подавшее ее лицо получает на руки определение, в котором содержатся все причины для принятия такого решения. Копия документа предоставляется двумя способами:

  • При личном обращении человека в канцелярию суда.
  • Путем направления определения по почте на адрес регистрации заявителя, указанный в обращении.

Подготовка кассационной жалобы. Форма и содержание документа

Чтобы Председатель пересмотрел решение, важно, чтобы полученное им заявление соответствовало всем требованиям к такого рода документам. В частности, в этом документе должна содержаться следующая информация:

  • Данные об адресате.
  • Данные о заявителе, в том числе и контактные данные для уведомления о результатах рассмотрения.
  • Номер дела.
  • Описание обстоятельств дела со ссылками на нарушенные судами нормы права.
  • Доводы и аргументы, на основании которых заявитель передает жалобу на рассмотрение Председателя.
  • Перечень предлагающихся к заявлению документов.
  • Дата составления обращения и подпись заявителя.

Обратиться с заявлением к Председателю ВС можно двумя способами:

  • Передав его в канцелярию суда лично.
  • Направив документы по почте.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • Отклоненная кассационная жалоба.
  • Определение суда, в котором содержатся основания для отказа в рассмотрении жалобы.
  • Доказательства совершения судом неправомерных действий и нарушений.

При непредставлении вышеперечисленных документов, заявление не будет рассмотрено.

Срок подачи жалобы

Процедура кассационного обжалования в Верховном Суде РФ судебных актов по экономическим спорам предусматривает, что стороны в течение двух месяцев после вынесения судом округа постановления по делу могут обратиться с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ).

Судья Верховного Суда РФ в течение двух месяцев (трех – в случае истребования дела) изучает жалобу, после чего выносит либо определение о передаче дела для рассмотрения судебной коллегией ВС РФ, либо об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

Если в передаче дела для рассмотрения коллегией будет отказано, Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи, своим определением отменить его и передать дело для рассмотрения в коллегию (ч 8 ст. 291.6).

Конституционный Суд РФ разъяснил, что ч. 8 ст. 291.

6 АПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу предполагает, что «обращение заинтересованных лиц к Председателю Верховного Суда Российской Федерации, его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и совершении этого процессуального действия возможно только в виде надлежащим образом оформленных кассационных жалобы, представления и в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование; при этом время рассмотрения кассационных жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении этого срока учитываться не должно».

Время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации при исчислении данного срока не учитывается (ст. 291.1, ч. 1 ст. 291.2 АПК РФ, Постановление КС РФ от 12 июля 2018 г. N 31-П).

Источник: https://legalmill.ru/uslugi/fizicheskim-litsam/arbitrajnye-spory/podacha-zhaloby-predsedatelyu-verhovnogo-suda-rf.php

«Это еще тот квест». Как правильно подавать жалобы в Верховный суд

Подача жалобы председателю верховного суда рф
Девочку из Всеволожска, мать которой зарубил отец, увезли за границуИтоги недели с Андреем Константиновым:«Зенит» получил разрешение на допуск зрителей в вип-ложиО толкучке на Басте в Ледовом Роспотребнадзор узнал из «Пикабу»Смольный не будет запускать автобусы в новогоднюю ночьСтало известно время онлайн-показов мэппинг-шоу в Дни ЭрмитажаДве ночи мосты в Петербурге будут разводить по графику навигацииТу-204 приземлился в Петербурге из-за проблем в тренировочном полётеМинпросвещения: Каждый пятый школьник учится дистанционноВрачи рассказали, как и на чём лучше спать больным коронавирусомБабушкин гостинец. Кто растерзал наследство мультимиллионера ВасильеваПетербургские новостройки подорожали на рекордные 25% с начала годаЛедовый дворец наказан за концерт Басты, но открыт«Повний локдаун» из-за коронавируса введут на Украине с январяВ Петербурге почти 60 новых смертей от коронавирусаМужчина перепутал петербургский двор с тиром. Стрельба попала на видеоПредыдущие новостиАрхив материалов

Михаил Иванов, партнер юридического бюро «Григорьев и партнеры»

фото предоставлено юридическим бюро «Григорьев и партнеры»

Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов — это экстраординарная стадия процесса, и ее по-хорошему не должно быть.

Поскольку отправление правосудия должно быть качественным на предыдущих стадиях разбирательства: первой, апелляционной и кассационной инстанции.

Если первые три инстанции дают сбой, открывается возможность обжалования в Верховный суд. Отсюда и существенное отличие производства в судебных коллегиях ВС.

Прохождение всех инстанций — как в арбитражном, так и в гражданском процессе — является практически гарантированным пакетом правосудия.

Если лицо не согласно с вынесенными судебными актами, оно готовит жалобу в кассационный окружной суд, ее рассматривают — при условии, что она подана в срок, у нее нет недостатков по форме и содержанию.

Но тем не менее, жалоба рассматривается в заседании с вызовом сторон.

В Верховном суде автоматически не принимаются все жалобы, поскольку это экстраординарная стадия, и рассмотрение дел там направлено на исправление не рядовых обычных ошибок при отправлении правосудия, а на исправление существенных ошибок, допущенных нижестоящими судами.

Отсюда следующая особенность. Во-первых, наличие фильтра: сначала жалобу изучает судья единолично, после чего принимает решение либо о передаче на рассмотрение коллегии либо в отказе в передаче.

Во-вторых, это необходимость исчерпания возможностей для предшествующего обжалования судебного акта. Нельзя, перепрыгнув вторую или третью инстанцию, сразу обратиться в Верховный суд.

В-третьих, Верховный суд имеет очень узкие пределы рассмотрения и исключительные основания для отмены судебных актов. Это нужно учитывать при подаче жалобы.

Основанием для отмены принятых судебных актов является существенное нарушение, которое повлияло на исход дела и без устранения которых невозможна защита нарушенных прав подателя жалобы. Поэтому при пересмотре в кассации ВС смотрит только на вопросы правоприменения, которые были установлены нижестоящими судами, и по своему усмотрению не может устанавливать ничего иного.

Дальше хотел бы обратить внимание на некоторых практических аспектах, которые необходимо учитывать при подготовке жалоб в арбитражном и гражданском процессе. Есть отличия, которые надо учитывать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не получить возвращение кассационной жалобы без рассмотрения по существу.

Первое, что стоит отметить — в отличие от кассационной жалобы в первую кассацию, которая подается через канцелярию суда первой инстанции, жалоба в судебную коллегию Верховного суда подается непосредственно в Верховный суд. Отсюда вытекают определенные требования к форме и содержанию этой жалобы.

Во-первых, вышеупомянутое исчерпание возможностей судебной защиты в нижестоящих судах. Во-вторых, следует учитывать, что в Арбитражном и в Гражданском процессуальных кодексах РФ предусмотрены разные процессуальные сроки для обжалования в Верховном суде. В АПК это два месяца после вынесения судебного акта окружным кассационным судом, в ГПК — три месяца.

Эта разница в один месяц дает физлицам больше времени для подготовки жалобы в ВС РФ, что на мой взгляд вполне справедливо.

Еще стоит иметь в виду, что в Верховном суде отсутствует такой институт как обездвиживание кассационной жалобы для устранения формальных недочетов.

Если податель жалобы не соблюл требования к форме жалобы или комплекту документов — например, не приложил квитанцию об уплате госпошлины или заверенные судами копии обжалуемых постановлений — это будет основанием для возвращения жалобы без рассмотрения.

Некоторые юристы могут пребывать в иллюзии, что процедура сходна с нижестоящими инстанциями, и можно быстро закинуть жалобу, а, если что-то сразу сделал не так, будет время исправить. Нет, не будет.

Жалоба будет возвращена, и на то, чтобы подать ее повторно, уложившись в двухмесячный или трехмесячный срок, останется очень мало времени. Так что лучше подать позже, но тщательно подготовившись.

В последнее время в практику входит все больше дистанционных сервисов, которые облегчают жизнь юриста и во многом упрощают доступ к правосудию. В том числе можно подавать через Интернет кассационные жалобы в ВС. Но и здесь есть неочевидные отличия, которые стоит учитывать.

Дело в том, что подача документов в ВС в электронном виде регламентируется специальным порядком, увержденным в 2016 году. Этот порядок устанавливает, что, если мы подаем кассационную жалобу по ГПК, то мы должны обязательно приложить судебные акты, которые хотим оспорить, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В противном случае жалоба будет считаться поданной с недостатками, что будет являться основанием для ее возврата в виду несоблюдения обязательных требований.

В коллегии по экономическим спорам все гораздо проще, поскольку жалоба подается через личный кабинет в системе «Мой арбитр», и при подаче можно выбрать копию судебного акта из электронной системы kad.arbitr.ru. Они там уже публикуются с электронной подписью судьи, и в этой части процедура более простая.

Из чего можно сделать вывод, что в судах общей юрисдикции, что в судах общей юрисдикции — по крайней мере мы в своей практике придерживаемся такой позиции — лучше подавать жалобу в бумажном виде. Поскольку получить судебный акт, подписанный усиленной электронной подписью судьи — это еще тот квест.

https://www.youtube.com/watch?v=ukYAp6GyPiY

И последнее, о чем бы я хотел рассказать — это не свойственная судам нижестоящих инстанций возможность отмены председателем Верховного суда или его заместителем определения судьи об отказе в передаче дела на рассмотрение судебной коллегией.

Такая возможность предусмотрена как АПК, так и ГПК, и на мой взгляд, это достаточно удачное нововведение, поскольку отказные определения практически не оспариваются в вышестоящих инстанциях, но институт обращения к заместителю или к председателю в полной мере отвечает принципу доступа к правосудию.

Поскольку судья, который единолично рассматривает кассационную жалобу, также может допустить ошибку. Я специально посмотрел, насколько это живой и работоспособный институт, потому что оба моих обращения к заместителю председателя ВС получили отказ.

И оказалось, что действительно рабочий институт, и актов, где отказные определения все-таки отменялись, и жалобы передавались на рассмотрение коллегии с последующей отменой одного или нескольких судебных актов.

Интересно, что до конца 2018 года возможность обратиться к должностному лицу ВС практически не была ограничена во времени. В одном из дел зампредседателя передал дело на рассмотрение судебной коллегии по экономическим спорам через полгода после отказа в этой передаче единоличного судьи.

Этот кейс послужил поводом для разбирательств в Конституционном суде (инициатор «Волгацементмаш»), и в июне 2018 года КС пришел к выводу, что обращаться к председателю ВС и его заму можно только в пределах двух- или трехмесячного срока, отведенного на обжалование.

И в последующем данная отсечка по сроку появилась как в АПК, так и в ГПК, что на мой взгляд хорошо, поскольку повышает правовую определенность.

Все правовые дискуссии и анонсы будущих событий — здесь.

фото предоставлено юридическим бюро «Григорьев и партнеры»

Рассылка “Фонтанки”: главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.fontanka.ru/2020/10/01/69496987

«Отказные» определения и «право не согласиться» Председателя и заместителей Председателя Верховного суда РФ с результатами изучения кассационных и надзорных жалоб

Подача жалобы председателю верховного суда рф

В гражданском судопроизводстве при подаче кассационной и надзорной жалоб существует промежуточная стадия – изучение судьей суда кассационной и надзорной инстанции вопроса о рассмотрении жалобы в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции.

По результатам такого «изучения» судья кассационной (ч. 2 ст. 381 ГПК РФ) и надзорной (ч. 2 ст. 391.

5 ГПК РФ) инстанции выносит определение (1) об отказе в передаче жалобы или (2) о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной и надзорной инстанции.

На практике такой порядок несет в себе серьезные проблемы для реализации права на судебную защиту, наиболее важными из которых являются:

1)      изучение жалобы производится одним судьей, а не в коллегиальном составе;

2)      изучение жалобы и вынесение определения производится без вызова сторон;

3)      определения об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании нельзя обжаловать.

Кроме того, «отказные определения» несмотря на требование ГПК РФ об их  мотивированности, на практике включают мотивировочную часть лишь формально, как правило, в виде нескольких абзацев текста, а иногда и предложений.

Любопытно, что конституционность порядка передачи кассационной и надзорной жалоб для рассмотрения в судебном заседании являлось предметом многих жалоб в Конституционный Суд. Большинство из них Конституционный Суд счел неприемлемыми и отказал в их принятии (определения от 25 февраля 2013 г.

№ 220-О, от 24 декабря 2012 г. № 2402-О, от 18 октября 2012 г. № 1966-О, от 16.02.2012 № 363-О-О, от 23 марта 2010 г. № 344-О-О и др.). В результате их анализа становится очевидным, что стадия изучения жалоб подвергалась критике во многих жалобах в КС РФ.

Однако Конституционный суд остался непреклонен:

«Предусмотренная гражданским процессуальным законодательством предварительная процедура рассмотрения судьей жалоб на вступившие в законную силу судебные постановления обусловлена целью обеспечить баланс публичного и частного интересов и исключить явно необоснованные обращения.

Само по себе введение данной процедуры, в рамках которой определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (истребования дела, передачи его для рассмотрения судом по существу), исходя из доводов, изложенных в жалобе, и содержания обжалуемых судебных постановлений (материалов истребованного дела), отвечает правовой природе и предназначению производства по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений и не может расцениваться как не совместимое с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство, притом что при рассмотрении дела по существу судом в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий.

Данные выводы содержатся в сохраняющем силу Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года № 2-П, в котором также указывалось на то, что пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по своему содержанию и предназначению является дополнительным способом обеспечения правосудности судебных решений, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все обычные средства процессуально-правовой защиты» (определение КС РФ от 25 февраля 2013 г. № 220-О).

Важно отметить, что на уровне кассационной инстанции в наиболее распространенном случае подсудности (решение, вынесенное районным судом, обжалуется в апелляционном, а затем и кассационном порядке) возможны подача кассационной жалобы сначала в президиум Верховного суда «субъекта», а затем в одну из коллегий Верховного суда РФ – таким образом, фактически устанавливаются две кассационные инстанции. Однако до рассмотрения коллегией ВС РФ жалоба изучается судьей Верховного суда, который может отказать в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании. При таком отказе в надзорную инстанцию (В Президиум Верховного Суда) законодатель вообще не предусматривает права подачи надзорной жалобы, поскольку ГПК РФ устанавливается возможность обжаловать определения коллегии ВС РФ (п. 6 ч. 2 ст. 391.1 ГПК РФ), до рассмотрения которой дело может просто не дойти. Таким образом, определение судьи суда кассационной инстанции о передаче или отказе передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании имеет определяющее значение для реализации права на судебную защиту.   

В дополнение к данной процедуре в ГПК РФ устанавливается право  Председателя Верховного Суда и его заместителей не согласиться с определением судьи Верховного Суда об отказе в передаче кассационных жалобы и представлений для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции (ч. 3 ст. 381 ГПК РФ) или  надзорных жалоб и представлений для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда (ч. 3 ст. 391.5 ГПК РФ) и вынести определение о его отмене и передаче кассационной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Какова цель данной экстраординарной процедуры изучения кассационных и надзорных жалобправо не согласиться»)? Если процедура преодоления «отказного определения» была установлена с целью исправления возможных ошибок судей, изучавших кассационную и надзорную жалобу, то она изначально содержала в себе ряд существенных недостатков и не выполняет в системном ключе на практике данную задачу.

Кроме того, в действующих нормах ГПК РФ не предусмотрено, вправе ли лицо, подававшее кассационную жалобу, инициировать данный вопрос перед председателем и зампредом Верховного Суда или же последние вправе «не согласиться» только по собственной инициативе.

Какой из зампредов ВС РФ вправе рассматривать подобные обращения? Не удалось найти и какой-либо регламент рассмотрения подобных обращений председателем и заместителем председателя Верховного Суда, а также правоприменительную практику по данному вопросу.

Данные аспекты вызывают у тяжущихся сторон на практике вопросы об их процессуальным праве и процедуре обращения к должностным лицам Верховного Суда.

Также, очевидно, что в случае если данные жалобы будут направляться Председателю Верховного Суда и его заместителям, аппараты последних будут перегружены документами.

Что касается надзорной жалобы, то такой порядок (ст. 391.

11 ГПК РФ) предусматривает пересмотр по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора «в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных настоящим Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права». Однако правоприменительной практики по нему точно также мало, как и в отношении кассации.

Поэтому все же представляется, что, первую очередь, «право не согласиться» изначально устанавливалось для укрепления вертикали власти в системе судов общей юрисдикции и было нацелено на собственную инициативу Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда.

Понятно, что авторы поправок о реформировании кассации и надзора, предусматривающих двухступенчатую систему рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, руководствовались соображениями процессуальной экономии. Однако о какой экономии можно вести речь, если в гражданском процессе предусматривается фактически две кассационные инстанции?

Проводя сравнение с системой арбитражных судов, следует отметить отсутствие в последней процедуры изучения кассационной жалобы в принципе в кассационной инстанции и рассмотрение вопроса о передаче в Президиум ВАС РФ заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора в коллегиальном составе.  Представляется, что данная модель на порядок более эффективна существующей в системе судов общей юрисдикции.

Учитывая то, что действующая модель изучения и рассмотрения кассационных и надзорных жалоб несет в себе ряд указанных выше существенных недостатков и требует пересмотра, хотелось бы предложить для обсуждения несколько вопросов об оптимизации порядка рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, а именно:

1. Необходима ли в принципе такая процедура как изучение судьей суда кассационной инстанции вопроса о рассмотрении жалобы в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции?

2. Необходимы ли две кассационные инстанции в системе судов общей юрисдикции, вместо которых можно было бы создать одну «полную» кассацию?

3. Обеспечивает ли единоличное без вызова сторон изучение вопроса о рассмотрении жалобы в судебном заседании суда кассационной или надзорной инстанции обеспечить реализацию права на судебную защиту?

4. Необходимо ли существование «права не согласиться» в гражданском процессе?

Также буду признателен приведению примеров реализации «права не согласиться» председателем и заместителем председателя Верховного суда, и идей о совершенствовании рассмотрения и изучения кассационных и надзорных жалоб.

С уважением,

Роман Шабров,

управляющий партнер юридической фирмы «БРАС».

Источник: https://zakon.ru/discussion/2013/4/8/otkaznye_opredeleniya_i_pravo_ne_soglasitsya_predsedatelya_i_zamestitelej_predsedatelya_verxovnogo_s

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.