Правовая сила

Правовая сила и порядок применения норм гражданского законодательства

Правовая сила

1. Правовая сила гражданско-правовых норм. Содержащиеся в законодательстве нормы гражданского права могут быть императивными и диспозитивными. Первые строго обязательны, и стороны не могут отступать от них при заключении договора или принятии односторонних обязательств.

Вторые позволяют сторонам устанавливать в договоре или одностороннем обязательстве иные условия и действуют, если такой специальной оговорки сделано не было. Для гражданского права, как уже отмечалось при изложении его принципов в гл.

1 Учебника, характерны диспозитивные правовые нормы.

Однако в гражданском праве имеется большое число императивных норм, введение которых обусловлено общегосударственными интересами и технической сложностью ряда гражданско-правовых институтов.

Примером первых являются императивные нормы о недействительности неправомерных сделок и их последствиях; примером вторых – императивные правила о перевозках грузов на воздушном, железнодорожном и других видах транспорта.

Императивная сила гражданско-правовых норм может быть прямо в них выражена. Например, согласно ст. 198 ГК сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В силу п. 4 ст.

401 ГК заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Однако такие прямые указания имеются лишь в отдельных случаях, и для определения правовой силы нормы необходимо дать ей правильное толкование.

2. Толкование норм права. Толкование правовой нормы – это уяснение ее правовой силы (действия), сферы применения и действительного содержания.

Толкование может даваться компетентными государственными органами, в том числе высшими судебными инстанциями, и тогда оно является обязательным. Толкование нормы издавшим ее государственным органом именуется аутентичным.

Научное толкование, именуемое доктринальным, носит рекомендательный характер.

Сам процесс толкования норм подчинен определенным правилам, которые в российском законодательстве прямо не закреплены, но выработаны теорией и судебно-арбитражной практикой и являются важным средством правильного и единообразного применения правовых предписаний. Прежде всего необходимо выяснить правовую силу (действие) и сферу применения соответствующей правовой нормы.

Дата введения нормативного акта в действие определяется в нем самом или согласно общим правилам вступления нормативных актов в силу (см. § 6 настоящей главы). По общепринятому правилу, “закон обратной силы не имеет”, однако из этого правила, по прямому указанию закона, допускаются исключения. Некоторые такие исключения предусмотрены в законах о введении в действие частей первой и второй ГК.

Сфера применения правовых норм обычно достаточно четко определяется в соответствующем нормативном акте.

Это чаще всего акты общего действия, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и всех субъектов гражданского права.

Однако некоторые акты и нормы действуют в отношении определенной территории (например, Крайнего Севера) или определенного круга лиц (только для юридических лиц, только для граждан или определенной их группы, например, малолетних).

Более сложные вопросы могут возникать при толковании содержания правовой нормы и определении условий ее применения. При толковании правовой нормы применяются различные приемы. Толкование может быть грамматическим, логическим, систематическим и историческим.

Грамматическое толкование – это уяснение нормы с помощью общих правил грамматики. Логическое толкование предполагает использование общепринятых правил и аргументов логики.

При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставления с другими нормами.

Историческое толкование дается на основании ознакомления с историей принятия нормы путем учета факторов, обусловивших введение и изменение нормы, и сопоставления ее с ныне действующими нормами по тому же вопросу.

Приведем в качестве примера толкование судом норм страхового права. Речь шла о том, подлежит ли применению в Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г. “О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам”. Сославшись на п. 3 ст.

935 ГК, в которой допускается введение обязательного страхования только для юридических лиц, Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что названный Указ после введения части второй ГК не может применяться как противоречащий гл. 48 ГК *(34).

В данном случае были использованы исторический и систематический методы толкования.

Доктрина и судебная практика выработали ряд общепринятых формул толкования. Наиболее важные из них: последующий закон отменяет ранее изданный; специальные нормы превалируют над нормами общего характера; специальные нормы не подлежат расширительному толкованию; если предлагаемое понимание нормы ведет к явно неразумному выводу, такое ее понимание неправильно *(35).

По результатам толкования нужно различать буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование. В большинстве случаев толкование правовой нормы показывает, что подлинный смысл нормы полностью соответствует ее словесной формулировке. Так и должно быть, ибо содержание закона и его редакция должны совпадать. Такое толкование является буквальным.

Иногда словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. Здесь на помощь приходит ограничительное толкование, т.е. делается вывод о том, что правовая норма должна пониматься и применяться ограничительно.

Возможны и такие случаи, когда в результате толкования нормы нужно сделать вывод, что ее действительное содержание шире словесной формулировки. Например, в ст.

153 ГК указывается, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, влекущие гражданско-правовые последствия. Однако сделки может совершать также государство, юридическим лицом не являющееся. Это следует из ст.

124 ГК, и таким образом систематическое толкование приводит в данном случае к необходимости расширительного понимания текста ст. 153 ГК.

3. Аналогия права и закона. В законодательстве неизбежны отдельные пробелы, и оно не всегда поспевает за возникновением и развитием новых гражданско-правовых отношений.

Между тем и в таких ситуациях права и обязанности сторон должны быть определены, а возникший между ними спор разрешен судом.

Для устранения юридических трудностей, которые могут при этом возникать, в гражданском праве выработан институт аналогии закона и аналогии права.

Согласно ст.

6 ГК, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Ввиду разработанности актов гражданского законодательства случаи аналогии закона и права на практике встречаются нечасто. Примером аналогии закона может служить обращение к нормам законодательства о банкротстве при осуществлении ликвидации юридического лица по решению суда (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Верховным Судом РФ было опубликовано разъяснение, согласно которому к отношениям по уплате пени за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) суд может по аналогии закона применять ст. 333 ГК, позволяющую снизить размер взыскиваемой неустойки (пени) *(36). Здесь аналогия закона использована судом в отношении однородных норм разных отраслей права.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/13881.html

Юридическая сила: понятие и значение

Правовая сила

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА

обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов.

Юридическая сила служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты. В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее – в каждой правовой системе устанавливается иерархия, т.е.

строгая система соподчиненности нормативных актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.

), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам.

Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона.

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

ЗАКОН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И РАЗНОВИДНОСТИ.

1) Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

2) Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Данные признаки выделяют закон в системе иных норм. актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке

3) Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

– по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

– по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

– по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

– по сроку действия (постоянные законы и временные);

– по характеру (текущие и чрезвычайные);

– по сферам действия (общефедеральные и региональные);

– по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

– по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

– по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

– по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

1) Норма праваобщеобязательное формально-опреде­ленное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликован­ное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обя­занностей их участников.

Норма права — общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Признаки правовой нормы:

– Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества);

– Закрепляют уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло;

– Имеют определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее — предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности);

– Содержат общеобязательное правило поведения и распространяются на всех, кто вступает в сферу их действия;

– Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов, либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах;

– Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением;

– Носит общий характер, то есть отличается нормативностью;

– Адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров);

– Имеет многократное применение — не прекращает своего действия после ее исполнения;

– Имеет государственно-властный характер — положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА.

Структура юридической нормы – это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность, это внутреннее строение нормы, которое раскрывает как состав и содержание ее необходимых элементов, так и способы их взаимосвязи.

Правовая норма отличается особой структурой.

Традиционно в науке выделяют три элемента нормы — гипотезу, диспозицию и санкцию Гипотеза — это элемент нормы права, содержащий указания на жизненные обстоятельства, при наличии которых приводится в действие второй элемент — диспозиция.

По сути, гипотеза содержит указание на юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Гипотеза во многих случаях начинает формулироваться со слова «если». Например, если наступила смерть человека, его наследники получают право на наследство.

Диспозиция представляет собой сердцевину нормы, ее основную часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В диспозиции закрепляются субъективные права, обязанности, запреты, рекомендации, поощрения, через которые формулируются правила поведения.

Санкция – такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее требование диспозиции.

Санкции в зависимости от содержания последствий могут быть карательными или штрафными, правовосстановительными; встречаются так называемые санкции ничтожности (направлены на признание действий юридически безразличными, недействительными, например признание сделки недействительной).

Считается, что правовая норма должна содержать все три структурных элемента.

В то же время в нормах, рассчитанных на непрерывное действие (прежде всего в конституционном праве), гипотеза не является необходимым элементом.

Без диспозиции любая норма выглядит бессмысленной, так как норма остается без самого правила поведения. Наконец, правовая норма будет бессильной, если не будет подкреплена санкцией, принудительными мерами.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМ ПРАВА.

1) По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества.

В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент).

Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум).

2) По социальному назначению и роли в правовой системенормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах.

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (право на совершение положительных действий); обязывающие (обязанность совершения положительных действий); запрещающие (запрет на совершение действий и поступков).

Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивныенормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями.

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3) По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4) По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей.

Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

5) По этому же основанию нормы можно разграничить напозитивные, поощрительные ипоказательные.

6) По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

7) Нормы права классифицируются такжепо времени (постоянные и временные),по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов).

Источник: https://cyberpedia.su/8x99db.html

Иерархия нормативно-правовых актов РФ по юридической силе

Правовая сила

В нашей стране, равно как и в любом другом современном государстве, имеется чёткая иерархичность нормативных правовых актов, которая гарантирует целостность законодательной основы и увеличивает результативность взаимодействия органов власти и хозяйствующих субъектов.

Все НПА не могут существовать хаотично. Для исполнения норм, содержащихся в НПА, в Конституции установлена система их действия в соответствии с определённой характеристикой. В ходе правотворческой деятельности появляются всё новые и новые источники права.

Они называются законами и подзаконными актами. Все принимаемые законы должны быть разработаны на основании основного закона государства – Конституции.

Закон характеризуется тем, что обладает высшей юридической силой и занимает первой место в иерархии НПА, направляя свои нормы на урегулирование общественных отношений.

Юридическая сила и правовая информация

Норма права отличается тем, что может применяться неоднократно, и она не персонифицирована. Юридическая сила НПА состоит в том, что он способен повлечь соответствующие правовые последствия. В соответствии с юридической силой и положением органа-законотворца НПА занимают определённое место в иерархии.

Свою юридическую силу НПА утрачивает в следующих случаях:

  • законодателем принят новый НПА, который отменяет действие предыдущего;
  • если принята прямая отмена акта;
  • срок действия акта истёк, и закон прекратил существование;
  • обстоятельства, которые регулировались нормами НПА, исчезли.

Все без исключения правовые акты, их разъяснения, реализацию и судебную практику по ним можно охарактеризовать таким термином как правовая информация.

>>  Все, что нужно знать о трудовом договоре

Её виды:

  1. Официальная правовая информация. Её издание занимаются уполномоченные государственные органы. Правовые акты, относящиеся к этой категории, направлены на урегулирование отношений. Нормы официальной правовой информации отличаются тем, что находятся в постоянной динамике.
  2. Информация индивидуально-правового характера, обладающая юридическим значением. Вторая разновидность правовой информации, нормы которой исходят от субъектов права, которые не обладают властными полномочиями. Все НПА индивидуально-правового характера характеризуются функцией изменения либо прекращения относительно действующих в общественной жизни правоотношений.
  3. Неофициальная правовая информация. Такой вид информации не влечёт за собой правовых последствий (например, научная статья по аспектам законодательства). Запомните, юридическая сила НПА состоит в том, чтобы порождать какие-либо правовые последствия.

Понятие юридическая сила в правом поле может трактоваться по-разному. С одной стороны, это фактическая возможность правового акта реально действовать, порождая при этом определённые юридические последствия.

С другой стороны – критерий, благодаря которому появляется возможность опознать место НПА в иерархии законов, согласно «старшинству».

Юридическая сила – это сопоставительное свойство НПА, она также позволяет определить положение органа, который создаёт той или иной НПА.

Значение Конституции РФ. Иерархия НПА в РФ

Главенствующую роль в иерархии нормативно-правовых актов занимает Конституция РФ. Именно она определяет базовые принципы организации управления страной, судебную систему, права и обязанности граждан, а также принципы распределения полномочий между государством и его субъектами.

Между правоведами часто происходят споры о правовой природе Конституции в вопросе о том, возможно ли называть Конституцию законом? Если проанализировать положения самой Конституции, то представляется возможным сделать вывод о том, что «Конституция» и «Закон» не являются тождественными терминами.

Основной закон нашего государства в ст.15 ч.1 разграничивает эти два понятия. Ни один из принятых законов или иных подзаконных актов не должен противоречить Конституции РФ, иначе ни один из них не будет действовать.

К первой ступени в иерархии можно отнести и ФКЗ РФ, которые регулируют вопросы, прямо предусмотрены в Конституции РФ.
>>  Правовые ограничения и правовые стимулы

Вторую ступень в иерархии НПА РФ занимают ФЗ. Именно этим нормативные акты составляют основу нашего законодательства. Кодекс – это общий закон, который объединяет нормы права определённой отрасли, систематизируя их. В настоящий момент в российское законодательство состоит из 19 кодексов, имеющих свой установленный профиль.

Подзаконные акты наиболее распространены в общей массе и направлены на исполнение законов. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу. Их изданием должны заниматься только уполномоченные законом специальные компетентные органы. Каждый подзаконный акт несёт функцию по развитию закона.

Между странами могут заключаться международные договоры, которые направлены на урегулирование взаимоотношений между ними. Конституция РФ гласит, что международный договор – это часть правовой системы государства.

В таких спорах, где нормы Конституции расходятся с нормами, установленными международным договором, юридическая сила признаётся за последним.

Российская Федерация может заключать отдельные договоры с субъектами, входящими в её состав, если в этом имеется взаимная заинтересованность. Такие договоры называются внутригосударственными.

Выводы

Источник права – официальный письменный документ, в котором выражены и закреплены нормы права. НПА – наиболее распространённая разновидность источников права. Две основные разновидности НПА – закон и подзаконный акт.

Все подзаконные акты направлены на то, чтобы дополнять или если это необходимо уточнять содержание действующих законов. НПА имеют строгую иерархию в соответствии со своей юридической силой.

Конституция – основной закон РФ, определяющий главнейшие принципы, согласно которым устроены государство и право.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/ierarhiya-normativno-pravovyh-aktov-rf-po-yuridicheskoj-sile/

Право силы и сила права // Зорькин и реальность

Правовая сила

Право силы, сила права

28 мая Председатель Конституционного Суда России Валерий Зорькин вышел к участникам Петербургского Международного Юридического Форума, собравшимся в грандиозном амфитеатре здания Главного Штаба, чтобы прочитать им лекцию, которую он назвал «Право силы и сила права». Он стоял на сцене, представлявшей собой античный портик темно-серого цвета с дорическими колоннами. Спереди сцена была оформлена большой надписью на латыни «Magna est veritas et praevalebit». В переводе на русский она звучит так: Правда сильна и она победит.

Лекция традиционная: перед этой же аудиторией и примерно о том же Валерий Зорькин выступал и в прошлом году. Как и тогда, речь шла о том, что у российского права, как и у самой России, «особый путь» и что западные лекала к нему применять нельзя.

Как обычно, Зорькин упоминал известное дело Маркина и указывал на необходимость охраны суверенитета России от посягательств со стороны международного права. Но что-то в этой лекции выходило за рамки обычного выступления председателя Конституционного суда или написанной им статьи.

Это что-то было крайне трудно уловить за гладкостью суконного юридического языка и провокационной яркостью его замечаний об австрийских участниках Евровидения и украинских событиях. Лишь затем, когда появился полный текст его речи, стало ясно, что же так изменилось.

Впрочем,  то же самое можно было уловить и в выступлениях других высоких должностных лиц, деливших с ним одну сцену, с фразой о правде по нижнему краю. Напомним, главная тема Форума в этом году была сформулирована следующим образом: «Перемены и миссия права».

Так вот, все они говорили о переменах, и говорили о них правдиво, насколько это позволительно государственным деятелям их ранга в ныне существующем государстве.

https://www.youtube.com/watch?v=Cpdu6rqq_co

В Конституционном Суде принято писать тексты таким образом, чтобы они имели минимальное практическое значение, поэтому они изобилуют многозначными и осторожными формулировками, а выводы представлены в виде тонких намеков. Составляя текст лекции, Валерий Дмитриевич от этих принципов не отступил.

Однако, представленный в виде сжатых тезисов, он дает почву для серьезных размышлений и дискуссий. Более того, его лекция в некоторых своих фрагментах поражает своей честностью и откровенностью.

Так, председатель Конституционного Суда заявляет, что российское общество расколото и что раскол этот носит системный характер, что общественный договор, на котором основывается Конституция, разрушен.

Он также отмечает традиционализм и неразвитость российского общества, значение молчаливого большинства, биосоциальную природу сакральности и необходимость движения России в сторону модернизации.

Есть в этой лекции и любопытные противоречия, касающиеся, к примеру, оценки права на вооруженное восстание, а также права на вооруженное подавление восстание, меняющиеся в зависимости от предложенных обстоятельств. Но, что самое главное, в лекции прочитывается предчувствие грядущих перемен, ощущение неизвестности впереди, и беспомощности перед этой надвигающейся неизвестностью.

Представляю текст лекции В.Д. Зорькина в виде тезисов ниже. Там же – выводы, которые, на мой взгляд, следуют из его рассуждений. Возможно, сам Валерий Дмитриевич сформулировал бы их иначе.

Вероятно, и читатели тоже не согласятся с этими тезисами или выводами.

Одно можно сказать: председатель Конституционного Суда предложил не только апологию государства, но и повод для серьезных размышлений.

О переменах 

Мир переживает период хаоса и турбулентности, вызванный глубинными изменениями исторического масштаба.

Перемены в мире идут так быстро, что право за ними не успевает. Это означает выход  внутригосударственных и мировых процессов вообще за рамки какого-либо правового поля, то есть туда, где действует так называемое “право” силы.

О социальном основании права

Универсальных норм права не существует.

Право определяется социальным большинством.

Социальное большинство руководствуется морально-этическими и религиозными представлениями, которые носят массовый характер.

По мере модернизации право любого общества теряет свои социокультурные особенности и ограничения.

Но универсальных подходов к праву нет и среди наиболее развитых стран.

[Россия не относится к числу развитых стран и потому имеет собственные представление о праве, которое необязательно должно соответствовать западным аналогам, и в этом заключается отечественная «сила права» ]

О правах человека

Права человека – порождение индивидуализма.

Индивидуалистские общества не способны объединяться под лозунгом «Отечество в опасности».

Права индивида напрасно противопоставляются правам общества, а само общество незаслуженно считается явлением аморфным и неопределенным.

Судьба любых перемен находится в руках молчаливого большинства.

Акция “Я-Шарли” была организована государством, не была поддержана большинством, расколола французское общество и резко ослабила социальную поддержку власти.

Российское общество расколото.

Раскол российского общества возник из-за того, что оно базируется на традиционализме, и навязанное ему право разрушает свойственные традиционалистскому обществу запреты.

Христианские ценности – это ограничения человеческих инстинктов, которые и сформировали человека, и его освобождение означает конец общества.

Отказ от освященных религией социобиологических императивов раскалывает общество и изменяет фундаментальные антропологические характеристики человека

Социальная норма – это то, что способствует сохранению, а не разрушению общества.

Разрыв между социальной нормативностью общества, с одной стороны, и пропагандируемыми, а также реальными изменениями, с другой стороны – формируют раскол.

[От перемен нельзя отказаться, но их можно контролировать, а пропаганду изменений – ограничить. Только так можно обеспечить «силу права» в ходе неизбежных перемен.]

Модернизация и регулирующая роль государства

В основе нынешней эпохи перемен – модернизация, понимаемая как вестернизация, в ходе которой право и другие институты переносятся из развитых стран Запада в развивающиеся.

Базовым предварительным условием такой вестернизации является демократизация.

Демократизация в рамках вестернизации означает ослабление роли государства в жизни общества. Такой подход антиисторичен.

Традиционное общество не способно построить демократию в короткий срок и мирным путем.

В Соединенных Штатах Америки для перехода к успешной модернизации понадобилась кровавая гражданская война Севера и Юга.

В традиционных обществах возможна лишь авторитарная модернизация. Лучший пример – «сингапурское чудо».

Ливия до внешнего вмешательства с целью свержения Каддафи представляла собой типичный пример авторитарной модернизации. После свержения Каддафи ливийское общество разрушилось.

Путь к модернизации лежит не через минимизацию государственного регулирования, а через его улучшение. При этом государство должно воспитывать общество.

Только путем авторитарной модернизации можно идти к цели создания полноценного правового общества и правового государства.

[Российское общество – неразвитое и традиционалистское, и его модернизация по западным образцам приведет к гражданской войне. Авторитаризм в России – это «сила права»]

Государственный суверенитет и международное право

ООН и другие международные организации созданы суверенным волеизъявлением государств.

Россия участвует в международных соглашениях и конвенциях на добровольной основе, и поэтому оставляет за собой последнее слово в случае, если ее законодательство не соответствует международно-правовым инструментам.

Позиция российского Конституционного Суда, выраженная в деле Маркина, аналогична правовой позиции Федерального конституционного суда Германии об ограниченной правовой силе постановлений Европейского Суда,[1] а также позициям Австрийского, Французского и Швейцарского высших судов.

[Россия не одинока в своем стремлении ограничить пределы юрисдикции Европейского суда по правам человека, такую же позицию занимают и ведущие европейские государства. Нерушимость государственного суверенитета России перед лицом Европейского Суда по правам человека – это «сила права»]

Конституция и международное уголовная юстиция

Россия не ратифицирует Статут Международного уголовного суда, потому что его положения о выдаче обвиняемых в международных уголовных преступлениях государственных должностных лиц идут вразрез с Конституцией и положениями конвенций о судебном иммунитете государственных лиц.

Еще одна причина нежелания ратифицировать Римский Статут – политизация Международного уголовного суда и «обвинительный уклон» в деятельности международных уголовных трибуналов.

Злоупотребления в деятельности международных уголовных трибуналов становятся возможными в связи с тем, что не существует четкого соотношения между основополагающими принципами международного права. Кто-то может сказать, ч то важнее суверенитет, а кто-то – что важнее права человека и право наций на самоопределение.

[Российские власти понимают, что в случае ратификации Римского Статута руководство страны может оказаться под угрозой уголовного преследования в международном органе, который, по их мнению, не отличается объективностью. С точки зрения России, деятельность международных уголовных трибуналов – это сфера «права силы», а Россия недостаточно сильна для игры на таком поле]

О вмешательстве международного сообщества в дела суверенных государств

Вмешательство международного сообщества в дела суверенных государств возможно в случае вопиющих нарушений прав человека, однако важно определить принципы, механизмы и процедуры такого вмешательства.

Такие принципы и механизмы в международном праве прописаны недостаточно.

Опыт военного вмешательства государств с санкции Совета Безопасности ООН – негативный.

Военное вмешательство без санкции ООН недопустимо.

Аргументы о том, что Совет Безопасности не эффективен и предложения лишить его постоянных членов права вето безосновательны.

Затрудненность получения санкции Совета Безопасности на применение силы – это хорошо, потому что в противном случае применение силы с санкции Совета Безопасности стало бы абсолютно нелегитимным и подорвало бы авторитет ООН.

[Применение силы в современном международном праве – это сфера «права силы». Совбез ООН, неспособный зачастую предоставить санкцию на применение силы, только благодаря этому и остается в рамках «силы права». А применение силы всегда было и будет «правом силы».]

Право и ситуация вокруг Крыма. Принцип территориальной целостности государства и принцип равноправия и самоопределения народов

Крым перешел под российскую юрисдикцию в определенных политических условиях: поддержанного Западом антиконституционного государственного переворота в Киеве, который украинская власть могла и должна была пресечь, и прихода к власти националистов, испугавших крымчан.

Россия не повлияла на волеизъявление крымчан, поскольку телефонный опрос населения Крыма, проведенный украинской компанией при поддержке канадского фонда, показал, что 82 процентов респондентов полностью поддерживают присоединение к России.

Принцип территориальной целостности государств не применим к ситуации с Крымом, потому что границы государств, образовавшихся после распада СССР, были установлены поспешно и необдуманно.

В ситуации с Крымом важно, что право абстрактно, а история – конкретна.

В случае конфликта принципа территориальной целостности и принципа самоопределения выбор должен делаться в пользу того варианта решения спора, который связан с наименьшими ущемлениями прав человека.

Если народ выразил свое волеизъявление мирным путем в надлежащих политико-правовых формах, то международное сообщество обязано такое волеизъявление признать.

[Поскольку никакого четкого ответа на вопрос о соотношении права территориальной целостности и права на самоопределение в международном праве нет, Россия воспользовалась «правом силы» и присоединила Крым. И в этом нет ничего плохого]

Об антиконституционной смене государственной власти

Народ может прибегать к восстанию как к последнему средству борьбы против тирании и угнетения, но Конституция России восстание запрещает, поскольку Россия – демократическое правовое государство.

События после указа Ельцина № 1400, когда исполнительная власть грубо применила силу против представительной власти, не подчинившейся указу – первый прецедент грубейшей ломки формирующегося конституционного права, из которого затем проросли технологии “цветных революций”.

Конституция – это формализованный общественный договор, в основе которого должен лежать реальный общественный договор, но на какой общественный договор можно рассчитывать в обществе, где социальное расслоение зашкаливает?

Те, кто ратуют за принципиальные изменения в Конституции, недооценивают ее огромный и далеко не исчерпанный правовой потенциал.

Конституционная реформа лишь усилит существующий социально-политический раскол.

Следует заниматься созданием базы для реального общественного согласия. А для этого надо прежде всего понять, на каком повороте новейшей истории страны мы упустили шанс на создание более справедливого общества.

В период перестройки я, как и многие тогда, я недооценил глубину латентного на тот момент социально-политического раскола в обществе.

Противопоставляя себя Западу, нужно помнить, что именно право, сложившееся на Западе, составляет причину его благополучия.

[Россия находится в отчаянном положении, глубинный социально-политический кризис разрушает ее правовую систему, и для того, чтобы вернуться к «силе права», требуется полномасштабная перезагрузка развития всего общества]

[1] То, что это не совсем так, обсуждается в статье М. Давлетбаев, А. Петров «Может ли право быть суверенным?» Ведомости, 2013 http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/07/03/mozhet-li-pravo-byt-suverennym

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/6/11/pravo_sily_i_sila_prava_zorkin_i_realnost

Юридическая сила документа

Правовая сила

Юридической силой документа является «свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления».

Документ имеет юридическую силу при наличии определенного набора реквизитов (обязательных элементов оформления официальных документов), например, даты, подписи, а в необходимых случаях печати, грифа утверждения, нотариального удостоверения и иных реквизитов, определенных соответствующими нормативными актами.

Любой документ обладает определённым набором признаков, непосредственно связанных с его основными функциями и свойствами.

Будет документ иметь юридическую силу или нет, зависит и от того, соблюдены ли его разработчиками требования к его форме и другим отдельным элементам (реквизитам).

В частности, эти требования к оформлению организационно-распорядительных документов определены в утвержденном постановлением Госстандарта России от 03 марта 2003 года ГОСТ Р 6.30-2003.

Автор документа – это «физическое или юридическое лицо, создавшее документ». Авторство является важнейшим признаком документа. Также важным документообразующим признаком является наименование вида документа (приказ, справка, заявление и т.п.). Оно позволяет получить первое самое общее представление о документе, его юридической значимости.

К числу важнейших признаков документированной информации относится датирование документа. Датой документа является дата его подписания или утверждения, для акта – это дата события, для протокола – дата заседания (принятия решения). Отсутствие даты на некоторых видах документов бесспорное основание для признания их недействительными.

Юридически значимым является и реквизит «регистрационный номер документа». Индексы должны присваиваться как исходящим, так и входящим документам. Порядок присвоения документам регистрационных номеров должен быть определен приказом руководителя организации.

На организационно-распорядительном документе обязательно должна быть подпись должностного лица. Наличие необходимых подписей напрямую связано с тем вопросом, имеет или не имеет документ юридическую силу. Лицо, поставившее подпись на документе, несет ответственность за его содержание.

Прежде чем исполнять предписания того или иного документа, необходимо обращать внимание на компетенцию лица, подписавшего этот документ. Если при его составлении и подписании должностное лицо вышло за рамки своей компетенции, документ не имеет юридической силы и является недействительным.

Гриф утверждения – это своеобразное подтверждение важности и актуальности составленного и подписанного документа.

Ряд документов обретает юридическую силу только после того, как их утвердят руководители или должностные лица предприятия, в компетенцию которых входит решение тех или иных вопросов.

Печать также является юридически значимым реквизитом, так как ряд документов (например, учредительные документы, документы финансового содержания и др.) получают юридическую силу только при наличии ее оттиска.

Рассматривая юридическую силу документированной информации, следует отметить, что не только подлинник документа обладает ею, но и в определенных случаях копии документа. Копия документа – это «документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы».

Дубликатом является повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу, который обычно выдаётся при утрате подлинника тем же учреждением, где он был создан.

Также бывает заверенная копия – это копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу (реквизит «отметка о заверении копии», нотариальное заверение).

Для создания организационно-распорядительных документов достаточно решения руководства или других должностных лиц того предприятия, деятельности которого эти документы касаются. Внутренний документ, выпускаемый на предприятии, может считаться обязательным для исполнения сотрудниками лишь в том случае, если он имеет юридическую силу. Чтобы документ имел такую силу, необходимо следующее:

– положения, содержащиеся в документе, должны строго соответствовать требованиям законодательства;

– документ должен быть издан должностным лицом, обладающим необходимыми для этого полномочиями (полномочия могут быть отражены в приказах, доверенностях, должностных инструкциях, подписанных или утвержденных руководителем);

– оформление реквизитов документа должно соответствовать принятым нормам.

Если говорить о юридической силе электронных документов, то в первую очередь стоит проблема признания их юридической силы, достоверности или подлинности, возможности отказа от бумажного носителя в процессе документирования управленческой деятельности.

Проблема электронных технологий в делопроизводстве — это проблема использования в традиционных условиях новейших технологий, ускоряющих процессы на всех стадиях делопроизводства, от документирования до архивного хранения.

Неопределенность в законодательстве, нормативно-правовой регламентации работы с электронными документами приводит к трудностям придания юридической силы информации, записанной на машинном носителе.

Источник: https://lib.kreatiffchik.ru/yuridicheskaya-sila-dokumenta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.