Применение судами возможность судебной проверки действующего закона

Содержание

Судебная проверка действующего закона в россии

Применение судами возможность судебной проверки действующего закона

⭐ ⭐ ⭐ ⭐ ⭐ Добрый день, читатели моего блога, сейчас будем постигать всем необходимую тему — Судебная проверка действующего закона в россии. Возможно у Вас могут еще остаться вопросы, после того как Вы прочтете, поэтому лучше всего задать их в комметариях ниже, а еще лучше будет — получить консультацию у практикующих юристов по всем видам права от наших партнеров.

Постоянно обновляем информацию и следим за ее обновлением, поэтому можете быть уверенными, что Вы читаете самую новую редакцию.

Не установлено никакой ответственности за неисполнение такого судебного решения либо возможности, например, денежной компенсации заявителям, пострадавшим от неэффективного расследования. Из всех решений об удовлетворении жалобы почти в 90 % случаев сведений об их исполнении от органов предварительного расследования и прокурора в суды вообще не поступило.

В смешанной процедуре парламент принимает лишь частичное участие. Во Франции Президент Республики, председатели Национального собрания и Сената назначают в Совет каждый по три члена сроком на 9 лет (при обновлении на треть каждые три года). В Италии Парламент избирает пять членов суда, но к ним добавляются еще пять назначенных Президентом и пять — Высшим советом магистратуры.

Наследование приватизированной квартиры — Есть ли сложности?

В странах европейского континента явно преобладает вторая модель. Здесь конституционное правосудие вверено специальному органу — конституционному суду. Он не возглавляет, подобно верховным судам, инстанционную систему судов. По большей части он один в стране.

Отсутствие в законе четкого и однозначного разграничения судебной компетенции проверки нормативных актов и, вследствие этого, определенное пересечение полномочий органов конституционного контроля и судов общей юрисдикции вызвало известное противостояние правовых позиций Конституционного Суда и Верховного Суда РФ.

Возможность судебной проверки действующего закона

В случае противоречия нормы права установленной в подзаконном акте, норме права установленной законом — применяется норма права установленная законом (принцип юридической силы). Суд по собственной инициативе, или по ходатайству стороны, может направить запрос в Конституционный суд России с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации.

Понятие закона применение судами возможность судебной проверки действующего закона

Действующим механизмом реализации судебной власти в целом, гарантией ее функционирования, а также существования прав и свобод граждан и организаций, инструментом принудительной реализации норм материального права являются отрасли процессуального права.

Соответствующим образом задействован механизм реализации и для того, чтобы судебная власть была самостоятельной и независимой от законодательной и исполнительной, она должна быть наделена реальными полномочиями и механизмами контроля над законностью деятельности органов законодательной и исполнительной власти, над соответствием принимаемых ими решений Конституции РФ [6].

Возможность судебной проверки действующего закона Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов: 1.

Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

В постановлении от 11 апреля г.

Конституционный Суд на основе интерпретации Конституции высказал правовую позицию, согласно которой если полномочие судов общей юрисдикции по проверке соответствия закона субъекта Федерации федеральному закону основано на законе, принятом до вступления в силу Конституции РФ, то оно не может быть аннулировано лишь по причине, что отсутствует не принят соответствующий федеральный конституционный закон.

Закон применение судами и возможность судебной проверки действующего закона

Такое право судов прямо вытекает из ст. Преодоление судебными решениями коллизии между законами и Конституцией не означает, однако, утраты этими законами юридической силы, устранения их из системы правовых актов. Поэтому так важно взаимодействие судов различных видов юрисдикции в целях исключения неконституционных законов из числа действующих актов.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена). Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Фролов и партнеры

Особенностью актов Правительства является то, что они бывают приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­дателœем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;

Закон понятие характеристика применение судами возможность судебной проверки действующего закона

4. Законы субъектов Российской Федерации. В Российском федеративном государстве эти законы выступают в качестве самостоятельного источника права. Они принимаются органами законодательной власти субъектов федерации.

Порядок и процедура принятия законов и иные, относящиеся к этому вопросы, определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации (краев и областей).

В постановлении от 11 апреля г.

Конституционный Суд на основе интерпретации Конституции высказал правовую позицию, согласно которой если полномочие судов общей юрисдикции по проверке соответствия закона субъекта Федерации федеральному закону основано на законе, принятом до вступления в силу Конституции РФ, то оно не может быть аннулировано лишь по причине, что отсутствует не принят соответствующий федеральный конституционный закон.

Судебной проверки действующего закона

При данных обстоятельствах действенным и весьма эффективным средством преодоления пробелов в праве становится аналогия закона. Все указанные в комментируемой статье основания были перечислены в ст.

Как правило, неприменение закона, подлежащего применению, сочетается с применением закона, не подлежащего применению.

Неправильное применение закона может быть следствием неправильной квалификации правоотношений сторон смешение договорных отношений и обязательств из причинения вреда : применения общей нормы, в то время как имеется специальная норма; применения закона, утратившего свою силу; применения закона с обратной силой, что не предусмотрено законом; применения закона, противоречащего международному договору, в котором участвует Российская Федерация; применения закона, признанного недействующим, и др.

Источник: https://avtoyurist42.ru/zemelnye-spory/sudebnaya-proverka-dejstvuyushhego-zakona-v-rossii

Кс рф обязал арбитражные суды проверять законность применяемых нормативных правовых актов

Применение судами возможность судебной проверки действующего закона

В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. В случаях, предусмотренных федеральным законом, арбитражные суды применяют обычаи делового оборота.

Если правоотношения, из которых возник спор, регулируются не только федеральным законом, но и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (в т.ч.

региональными и (или) муниципальными), при рассмотрении дела может возникнуть вопрос о соответствии таких нормативных правовых актов федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Если лицо, участвующее в деле, полагает, что подлежащий применению при разрешении дела нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющем большую юридическую силу, оно имеет в своем распоряжении два способа защиты.

Первый способ предусмотрен абз.

6 статьи 12 и статьей 13 ГК РФ и состоит в судебном оспаривании подлежащего применению нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ или главой 23 АПК РФ (если судебный нормоконтроль осуществляется Судом по интеллектуальным правам). Производство по делу, рассматриваемому в арбитражном суде, в этом случае подлежит приостановлению на основании пункта 1 части 1 статьи 143 АПК РФ.

Реализация этого способа защиты осложняется двумя моментами. Во-первых, рассмотрение абсолютного большинства дел об оспаривании нормативных правовых актов отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции (глава 21 КАС РФ).

Во-вторых, если на момент обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим этот нормативный акт прекратил свое действие (например, вследствие его отмены принявшим органом), суд отказывает в принятии административного искового заявления на основании части 1 статьи 210 КАС РФ, а если этот нормативный правовой акт утратил силу, был отменен или изменен после возбуждения дела, – прекращает производство на основании пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ (подробнее см. здесь).

Второй способ предусмотрен абз. 13 статьи 12 ГК РФ и состоит в том, чтобы поставить вопрос о соответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, при рассмотрении дела арбитражным судом.

В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Разъясняя порядок применения абз. 13 статьи 12 ГК РФ, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.

2015 № 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ” отметил, что при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

Тем не менее достаточно часто арбитражные суды отклоняют доводы лиц, участвующих в деле, о несоответствии подлежащего применению нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по мотиву того, что такой нормативный правовой акт не признан недействующим в установленном законом порядке. Иногда при этом арбитражные суды ссылаются на то, что не вправе оценивать законность подлежащих применению нормативных правовых актов, поскольку решение таких вопросов отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.

***

Именно с такой проблемой столкнулся предприниматель Жуков В.Г., к которому Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области предъявил иск о взыскании долга и пени по договору аренды земельного участка.

Исковые требования Комитета были основаны на Решении Собрания депутатов Балаковского муниципального образования, установившем коэффициент для определения арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в размере 4,4 процента от их кадастровой стоимости.

Полагая, что это Решение противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, предприниматель обратился в Саратовский областной суд с административным иском о признании его недействующим, однако определением от 28.01.

2016 областной суд прекратил производство по административному делу, указав, что оспариваемое Решение было отменено принявшим его органом в период производства по делу и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/12/13/ks_rf_obyazal_arbitrazhnye_sudy_proveryat_zakonnost_primenyaemyh_normativnyh_pravovyh_aktov

Закон понятие виды применение судами проверка действующего закона

Применение судами возможность судебной проверки действующего закона

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 — 90 Конституции РФ) и законодательными нормами.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.

6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт.

который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы [1].
Проект нового Закона имеет 51 статью и 8 разделов в отличии от ныне действующего в котором 4 раздела и 24 статьи.

Для сравнения: структура действующего Закона состоит из следующих разделов — 1) Общие положения, 2) Судебный эксперт, 3) Финансовое и организационное обеспечение судебно-экспертной деятельности, 4) Международное сотрудничество в отрасли судебной экспертизы.

По действующему законодательству таким правом прежде всего обладают высшие суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ (в субъектах РФ органы конституционного (уставного) контроля соответствующих территорий). Так, в соответствии со ст.ст.

5, 7, 10, 14 Федерального конституционного закона «О Верховном суде Российской Федерации» ВС РФ в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения; Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; рассматривает отдельные вопросы судебной практики; Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; Судьи Верховного Суда Российской Федерации обобщают судебную практику, знакомятся непосредственно в судах общей юрисдикции и арбитражных судах с практикой применения законодательства Российской Федерации; Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации.
От их наличия не застрахована ни одна, даже самая развитая, правовая система. В условиях же коренной модернизации всего правового массива, как это имело место в России, наличие пробелов в праве — данность. Одни из них обусловлены активным и непредсказуемым развитием общественных отношений и носят объективный характер, другие возникают в результате упущений правотворческих органов.

  • Правовая природа правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
    Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве, в подзаконности иных нормативных правовых актов. Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета (ст. 3 Конституции РФ), из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти — Парламенту.

    Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе.

    Закон: понятие, основные характеристики, классификация

    Статьей 94 Конституции Российской Федерации установлено, что представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание (Парламент), которое вправе принять закон по предмету ведения Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

    В статьях 104—106 Конституции Российской Федерации отсутствуют какие-либо ограничения в законотворческой деятельности Федерального Собрания.
    Высшая юридическая сила закона проявляется в его верховенстве, в подзаконности иных нормативных правовых актов. Верховенство закона вытекает из принципа народного суверенитета (ст.

    3 Конституции РФ), из того обстоятельства, что народ или самостоятельно принимает законы на референдуме, или же на выборах делегирует свои властные полномочия высшему представительному органу государственной власти — Парламенту.

    Верховенство закона заключается в том, что: ни один орган не вправе отменять или изменять закон; в случае противоречия действует норма права, закрепленная в законе.

    Общие правовые принципы организации судебного контроля норм

    Первым шагом к созданию этой модели, с нашей точки зрения, должна стать разработка общих правовых принципов организации судебного нормоконтроля, ведь данные принципы должны быть общими как для конституционного, так и для административного судопроизводства, пока осуществляемого судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Конкретный нормоконтроль состоит в проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан или по запросу суда.

    Статья 96 Закона о Конституционном Суде устанавливает, что правом на обращение с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединение граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

    Под объединением граждан в данном случае Закон подразумевает те, чьи коллективные права или связанные с членством (участием) в них права отдельных лиц нарушаются применяемым законом. Конституционный Суд широко толкует понятие «объединение граждан» с точки зрения возможности обращения с конституционной жалобой.

    Обязательным условием принятия жалобы гражданина к рассмотрению, которое очень часто не учитывают заявители, является то, что оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в касающемся непосредственно заявителя конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

    Во-первых, наиболее распространенным моментом вступления в силу нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования.

    Так, по общему правилу ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования.

    Акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер – по истечении 7 дней после их опубликования в официальном источнике.
    Акты субъектов Российской Федерации действуют на территории соответственно республик, краев, областей, автономных округов.

    А нормативные акты органов местного самоуправления имеют силу лишь на подведомственной им территории. Таким образом, действие нормативных актов в пространстве находится в прямой зависимости от того, органом какого уровня этот акт принят.

    Обратите внимание =>  Какие доказательства нужно сдавать судмедэкспертизе

    Законы: понятие, признаки и классификация

    Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.

    1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база.

    В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.

    Первая – это абстрактный нормоконтроль, вторая – конкретный нормоконтроль. Возможность судебной проверки действующего закона.

    Данный принцип продиктован уважением к общеправовому принципу юридической безопасности или правовой стабильности и означает, что решение суда о признании нормы незаконной имеет для всех правовые последствия лишь в будущем и не сказывается на тех правоотношениях, которые возникли до вынесения решения суда с момента принятия нормативного акта.Обязательным условием принятия жалобы гражданина к рассмотрению, которое очень часто не учитывают заявители, является то, что оспариваемый закон должен быть применен или подлежит применению в касающемся непосредственно заявителя конкретном деле, рассмотрение которого в связи с правовым спором завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. При организации судебного нормоконтроля в рамках административного судопроизводства предпочтение, с нашей точки зрения, следует отдавать конкретному нормоконтролю. В связи с этим возникает проблема практического свойства: возможно ли соединение в одном производстве дел по обращениям частных лиц и по обращениям прокурора, предъявляющего иск в общих интересах в тех случаях, когда обращения в суд касаются одного и того же предмета, т.е. одного закона или одной юридической формы.

    С одной стороны, Конституцией, а также Федеральными конституционными законами «О Конституционном Суде Российской Федерации» «О судебной системе Российской Федерации» установлена исключительная компетенция Конституционного Суда и конституционных (уставных) судов субъектов РФ по осуществлению прямого конституционного контроля над определенными нормативными актами федерального и регионального уровня. С другой стороны, сохраняют свое действие федеральные законы, которыми установлены полномочия судов общей юрисдикции по осуществлению прямого судебного контроля над теми же нормативными актами в случае их обжалования (оспаривания) гражданами, организациями, прокурором и др.

    по мотивам нарушения прав и свобод, в том числе и конституционных.

    Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них.

    Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии. 1.

    24 Дек 2018      marketur         811      

  • Источник: https://urist-market.ru/trudovaya-pensiya/zakon-ponyatie-vidy-primenenie-sudami-proverka-dejstvuyushhego-zakona

    Закон: понятие, основные характеристики, применение судами, возможность судебной проверки действующего закона

    Применение судами возможность судебной проверки действующего закона

    ⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 21Следующая ⇒

    Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

    Признаки закона:

    1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

    2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

    3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

    4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

    5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

    Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

    ┌─────────────────────────────────────────────────────────┐

    │ ПРИЗНАКИ ЗАКОНА ├──┐

    └─────────────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Принимается только органом законодательной власти ├────────┤

    │ или референдумом │ │

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Особый порядок подготовки и принятия ├────────┤

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Выражает волю и интересы народа ├────────┤

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Обладает высшей юридической силой ├────────┤

    └───────────────────────────────────────────────────┘ │

    ┌───────────────────────────────────────────────────┐ │

    │ Регулирует наиболее важные общественные отношения ├────────┘

    └───────────────────────────────────────────────────┘

    Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

    1) по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

    2) по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

    3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

    4) по сроку действия (постоянные законы и временные);

    5) по характеру (текущие и чрезвычайные);

    6) по сферам действия (общефедеральные и региональные);

    7) по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

    8) по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

    9) по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

    10) по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

    Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

    Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

    1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.

    8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам.

    Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

    В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

    Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

    Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

    2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

    3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

    Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

    Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

    4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

    5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

    6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

    7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

    Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

    Действие нормативных актов во времени,

    в пространстве и по кругу лиц

    Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

    Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст.

    6 Федерального закона “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”, “федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу”.

    Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

    Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

    1) если в самом законе об этом сказано;

    2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

    Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

    по истечении срока действия акта, на который он был принят;

    в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

    на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

    Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

    Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра.

    К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

    Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

    – уровня государственного органа, принявшего данный акт;

    – юридической силы акта.

    Нормативные акты распространяют свое действие:

    – на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

    – на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

    – на территорию, указанную в самом нормативном акте;

    – на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

    С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

    Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

    Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

    Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

    ⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

    Источник: https://mylektsii.su/13-33107.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.