Признание гражданина безвестно отсутствующим объявление

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим объявление

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

    • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
    • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Безвестное отсутствие – особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (гл. 30 ГПК). Понятие «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся:

    • супруг, который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
    • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
    • другие лица, которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
    • прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основные юридические последствия признания гражданина без­вестно отсутствующим:

    1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответст­вии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательст­вам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительст­ва и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд (п. 2 ст. 43 ГК). По заявлению заинтере­сованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.
    2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
    3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
    4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он, – в течение шести месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Условия объявле­ния умершим:

    1. отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение 5 лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в опре­деленных случаях (пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая) — 6 месяцев;
    2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения.

В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоя­тельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).

Юридическим последствием объявления гражданина умершим яв­ляется прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

Суд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти.

Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность.

Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК). При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим.

Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу.

Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Однако возникает необходимость в восстановлении его субъектив­ных прав, в первую очередь его права собственности.

В связи с этим независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата своего сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу (например, к наследнику) после объявления гражданина умершим (п. 2 ст. 46 ГК).

Это справедливо, по­скольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в слу­чае его возвращения собственнику материального ущерба, как правило, не несут. Однако возврату не подлежат полученные таким образом на­личные деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги.

Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников.

Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены.

Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.).

Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuiuschim-i-obyavlenie-ego-umershim

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: основания, порядок, последствия

Признание гражданина безвестно отсутствующим объявление

Безвестное отсутствие – удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

Признание гражданина безвестно отсутствующим произ­водится только в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.

Признание в установленном порядке гражданина безвестно отсутствующим порождает определенные правовые последствия:

· на основании договора о доверительном управлении имущество безвестно отсутствующего передается в постоянное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства (передача имущества производится по решению суда);

· из имущества безвестно отсутствующего выделяется содержание лицам, которых он обязан был содер­жать, а также за счет этого имущества погашается за­долженность по другим обязательствам безвестно от­сутствующего;

· у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсут­ствующего возникает право на пенсию по случаю по­тери кормильца;

· супруг безвестно отсутствующего получает право в одностороннем порядке расторгнуть брак в органах ЗАГСа.

В случае явки или обнаружения места пребывания граж­данина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменя­ет решение о признании его безвестно отсутствующим. Пос­ле этого все правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим прекращаются.

Законодательство РФ предусматривает случаи, ког­да гражданина можно признать умершим(послед­нее производится только в судебном порядке):

· если по месту его жительства в течение пяти лет нет сведений о месте его пребывания (в данном случае закон не обязывает предварительное признание граж­данина безвестно отсутствующим);

· если гражданин пропал без вести при обстоятель­ствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчаст­ного случая, в течение последних шести месяцев;

· если военнослужащий или иной гражданин, находясь в местности, где происходят военные действия, про­пали без вести, они признаются умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных дей­ствий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, счи­тается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих ос­нование предполагать его гибель от определенного несчаст­ного случая, суд может признать днем смерти день предпо­лагаемой гибели.

Признание гражданина умершим приравнивается к фактической его смерти и, соответственно, порожда­ет определенные правовые последствия:

· прекращение всех личных обязательств умершего;

· открытие наследства умершего;

· прекращение брака.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, решение суда об объявлении его умершим отменяется.

Гражданин, объявленный умершим, в случае явки вправе требовать возврата своего имущества при условии, что оно сохранилось в натуре и перешло к дру­гому лицу безвозмездно.

Лицо, к которому имущество граж­данина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязано возвратить ему это имущество, если дока­зано, что, приобретая имущество, указанное лицо знало, что гражданин, объявленный умершим, жив.

При невозможнос­ти возврата такого имущества в натуре возмещается его сто­имость.

Опека и попечительство. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином.

Институт опеки и попечительства имеет целью восполнить не достающую дееспособность отдельных категорий граждан, для обеспечения из защиты и интересов, а также для воспитания, если речь идет об опеке и попечительстве над несовершеннолетними. Опека, попечительство и патронаж осуществляются на безвозмездной основе.

Опекуны или опека.

Она устанавливается над малолетними, а так же над гражданами, признанными судом не дееспособными в силу психического заболевания. Опекуны являются представителями подопечных, в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (в случае, если отсутствуют родители, усыновители, родители лишены родительских прав, а также в иных случаях, когда дети остаются без родительского попечения), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п.1 ст.32).

Сущность опеки состоит в том, что вместо названных лиц все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях: совершают от их имени и в их интересах сделки; выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с другими лицами, в т.ч. в судах. При этом опекун обязан учитывать мнение подопечного.

Если это невозможно, то отталкиваться стоит от информации, полученной от родителей, бывших опекунов и т.д. Опекун действует от имени подопечного (подопечных) без специального полномочия, на основании удостоверения либо решения выданного органом. На опекуна ложится ответственность за сделки и вред, причиненный подопечным (п. 1 ст. 1076 ГК РФ).

Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей.

Попечительство устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны – несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет и граждане, ограниченные судом в дееспособности, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также пристрастия к азартным играм (п.1 ст.33).

При этом обязательным условием является то, что вышеперечисленное поведение должно ставить семью гражданина в тяжелое материальное положение.

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель, помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами, а также давая свое согласие или запрещая совершение этими лицами сделок и иных юридических действий.

Попечитель не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения и охраняет от злоупотребления со стороны 3 лиц. Проявляется это, в частности, в даче согласия на совершение сделок и в получении и расходе заработка и иных доходов гражданина в его интересах (ст. 37 ГК РФ). За ограниченно дееспособным сохраняется право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок. Ответственность, в случае с ограниченно дееспособными гражданами, ложится на них самих, но при дополнительной ответственности попечителя.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними от 14 до 18 лет, а так же над лицами, ограниченными судом в дееспособности. По достижении ребёнком 14 лет опекун автоматически становится попечителем.

Опекун не заключает сделок от имени не совершеннолетнего, его функция – контроль, в форме дачи согласия на совершение тех сделок, которое данное лицо не вправе совершать самостоятельно (пример: продажа квартиры). Такое согласие должно быть письменным и однозначным.

Попечитель не является законным представителем подопечного. Законным представителем являются родители, опекуны, усыновители.

Таким образом, основное различие между опекой и попечительством состоит в объёме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на них исходя из объёма дееспособности их подопечных.

Органами опеки и попечительстваявляются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Патронаж (ст.

41) – специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои прав и исполнять свои обязанности (больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.д.).Цель назначения – регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей лицу, нуждающемуся в этом в силу болезни, старости и т.д.

В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник.

Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.

Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 3115;

Источник: https://studopedia.net/6_108350_priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushchim-i-ob-yavlenie-ego-umershim-osnovaniya-poryadok-posledstviya.html

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим

Признание гражданина безвестно отсутствующим объявление

Выше уже отмечалось, что точное определение места жительства граждан имеет важное правовое значение.

Длительное пребывание лица вне места своего постоянного жительства при отсутствии сведений о месте его фактического нахождения способно привести к нарушению прав и интересов лиц, связанных с ним теми или иными правоотношениями.

Так, кредиторы лишаются возможности взыскать с него задолженность, иждивенцы остаются без содержания, а принадлежащее отсутствующему лицу имущество терпит ущерб от непринятия надлежащих мер по его поддержанию и управлению.

В правоотношения с участием отсутствующего лица входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него самого, так и для других заинтересованных лиц.

Для устранения такой неопределености либо смягчения ее неблагоприятных последствий гражданское право разработало особую юридическую конструкцию – безвестное отсутствие, позволяющую дать решение вопросам, порождаемым фактом отсутствия сведений об исчезнувшем гражданине.

Безвестное отсутствие – это признание судом факта продолжительного отсутствия в месте своего постоянного жительства гражданина, в отношении которого не удалось получить сведений о месте его пребывания.

Закон требует наличия трех условий для признания гражданина безвестно отсутствующим:

– отсутствие сведений о месте его фактического пребывания по месту его постоянного жительства;

– достаточно продолжительный период отсутствия таких сведений;

– невозможность получения этих сведений.

Периодом, достаточным для постановки перед судом вопроса о признании безвестного отсутствия, закон считает один год, считая от дня получения последних сведений об отсутствующем (ст. 42 ГК РФ).

Заявление о признании лица безвестно отсутствующим принимается судом от любых заинтересованных лиц, нуждающихся в таком признании для защиты нарушенного или оспариваемого права или законного интереса. Подается такое заявление в суд по месту жительства заявителя и подлежит рассмотрению при обязательном участии прокурора.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья обязан выяснить круг лиц (родственников, сослуживцев и др.), способных дать сведения об отсутствующем, а также запросить соответствующие организации (органы милиции, муниципальные органы, жилищно-эксплуатационные организации и др.

) по месту последнего жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях.

Судья также вправе, по принятии заявления о признании безвестно отсутствующим, назначить опекуна для охраны имущества отсутствующего.

Наличие данных о том, что отсутствующее лицо умышленно скрывается от заинтересованных лиц, например с целью уклонения от уплаты алиментов либо с целью укрыться от уголовного преследования, служит безусловным препятствием для вынесения решения о признании лица безвестно отсутствующим.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения опеки над его имуществом. Назначение совершает орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

Он определяет лицо, которому передается имущество отсутствующего; полномочия названного лица в отношении этого имущества определяются договором о доверительном управлении, заключаемым между упомянутым лицом и органом опеки и попечительства (п. 1 ст. 43 ГК РФ).

Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, состоят в следующем:

– суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим;

– судебное решение о такой отмене служит основанием для отмены доверительного управления имуществом этого гражданина (ст. 44 ГК РФ).

Таким образом, явка или обнаружение приводят к отпадению последствий признания лица безвестно отсутствующим.

Объявление лица умершим.

Признание лица безвестно отсутствующим не полностью устраняет юридическую неопределенность, обусловленную его отсутствием в месте жительства. В ряде правоотношений он продолжает считаться участником, и это требует дальнейших шагов по ликвидации указанной неопределенности.

Имеющиеся в гражданском законодательстве нормы исходят на этот счет из того, что продолжительное отсутствие гражданина и невозможность установить его местопребывание служат основанием к предположению о его смерти. Юридические последствия такого предположения наступают только после установления в надлежащем порядке фактов, его порождающих.

В соответствии с законом гражданин может быть объявлен умершим при условии, что:

1) объявление производится только судом, и только после установления отсутствия сведений о месте его пребывания в продолжении пяти лет (п. 1 ст.

54 ГК РФ), а в определенных случаях – шести месяцев; сокращенный срок отсутствия сведений о гражданине предусмотрен для случаев, когда он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предположить его гибель от определенного несчастного случая (кораблекрушения, землетрясения и т.п.);

2) отсутствие сведений о гражданине вызвано невозможностью получить их или выяснить, жив ли он, несмотря на все принятые меры;

3) у гражданина отсутствуют мотивы к длительному безвестному отсутствию; если он умышленно скрылся по определенным причинам, то отсутствуют основания к предположению о его смерти.

Закон особо выделяет условия объявления умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями.

Такие граждане могут быть в установленном порядке объявлены умершими не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ).

К числу оснований объявления лица умершим закон не относит признание лица безвестно отсутствующим. Это значит, что такое объявление может быть произведено и без предварительного признания его отсутствующим.

Уяснение последствий, наступающих после объявления лица умершим, нуждается в учете того, что:

– наступает прекращение всех его прав и обязанностей либо переход их к его наследникам, принявшим наследство (исключая такие, которые связаны с его личностью либо требуют его личного участия для их осуществления);

– объявление лица умершим приравнивается к его смерти, однако не тождественно ей, так как не прекращает его правоспособности, которая прекращается лишь его действительной смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ).

Следовательно, если объявленный умершим в действительности жив, то сделки, совершенные им в том месте, где не было известно об объявлении его умершим, действительны, и права и обязанности, приобретенные по таким сделкам, не затрагиваются решением суда об объявлении его умершим.

Равным образом явка объявленного умершим не требует восстановления его правоспособности, так как он ее не утрачивал.

Последствия такой явки состоят в следующем:

– подлежит отмене решение суда об объявлении его умершим;

– независимо от времени своей явки гражданин вправе потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим (исключая деньги и ценные бумаги, которые не подлежат истребованию от добросовестного приобретателя);

– лица, возмездно приобретшие имущество явившегося, обязаны возвратить это имущество, если приобрели его, зная, что объявленное умершим лицо находится в живых; при невозможности возврата имущества в натуре, возмещается его стоимость (ст. 46 ГК РФ).

Источник: https://studopedia.ru/1_99037_priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushchim-i-ob-yavlenie-umershim.html

Глава 2. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим.. Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. Читать онлайн

Признание гражданина безвестно отсутствующим объявление

Обе категории гражданского дела имеют много общего как в предмете доказывания, так и в перечне необходимых доказательств, но в то же время они специфичны, поэтому будут рассмотрены отдельно.

2.1. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Согласно ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

В предмет доказывания по данной категории гражданского дела особого производства входят следующие обстоятельства:

1) безвестное отсутствие гражданина. Это материально-правовое основание, установленное ГК РФ для признания лица безвестно отсутствующим.

Безвестное отсутствие слагается из группы фактов: а) установление места жительства гражданина; б) отсутствие гражданина в этом месте жительства; в) отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение одного года.

При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинает течь со дня получения последних сведений о нем.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – 1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ);

2) факты активной и пассивной легитимации: наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим.

ГПК не указывает, кто может быть заявителем по данным делам. В соответствии со ст. ст. 3, 4 ГПК с таким заявлением вправе обратиться любое заинтересованное лицо. Практически заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим.

В заявлении должна указываться цель признания лица безвестно отсутствующим. Цель должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания лица безвестно отсутствующим: расторжение брака в упрощенном порядке (ст. 19 СК РФ), усыновление ребенка (ст.

130 СК РФ), получение пенсии по случаю потери кормильца и проч. Судебная практика свидетельствует о том, что в большинстве своем такие заявления подаются супругом, однако возможны и иные варианты.

Так, правом обращения в суд о признании гражданина безвестно отсутствующим обладает учреждение банка, если без вести отсутствующий гражданин является ссудополучателем, или торговая организация, продавшая такому гражданину товар в кредит, и проч. [241] Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений.

Например, если заявление подано с целью последующего расторжения брака через органы загса, то необходимо установить наличие брачных отношений.

Если заявление подано от имени банка, то установлению подлежит факт получения ссуды, и т.д.

Если заявитель не указал цель, для которой требуется признание гражданина безвестно отсутствующим, то суд оставляет заявление без движения;

3) принятие заявителем мер по розыску лица;

4) невозможность установления места нахождения данного лица;

5) существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и проч.;

6) отсутствие спора о праве. По смыслу гражданского процессуального законодательства, если при рассмотрении дела особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 263 ГПК).

Вместе с тем в одном процессе невозможно рассмотреть признание гражданина безвестно отсутствующим и спор о праве. В любом случае сначала требуется признать гражданина безвестно отсутствующим, а затем рассматривать спор о праве.

По этой причине при выявлении спора о праве суд сначала рассматривает дело о признании лица безвестно отсутствующим, а лишь затем в исковом порядке после предъявления иска решается вопрос о праве [242].

Необходимые доказательства:

• справка о месте жительства гражданина;

• доказательства отсутствия гражданина в месте его жительства в течение одного года (свидетельские показания родственников, соседей, сослуживцев, друзей и проч., справки с места работы и т.д.);

• доказательства принятых мер по установлению места нахождения гражданина, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим (ответы на запросы суда, справки из адресных столов и проч.);

• доказательства отсутствия сведений о другом месте жительства гражданина (ответы адресных столов и прочие сведения, подтверждающие (или опровергающие) отсутствие лица в течение одного года в месте его жительства). Этими же доказательствами могут подтверждаться предпринятые заявителем меры по розыску данного гражданина;

• доказательства отсутствия или наличия умышленного поведения гражданина, скрывающегося от отбывания наказания, принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов;

• доказательства наличия правовой цели признания гражданина безвестно отсутствующим.

Например, если заявление подает супруг, то целью может быть расторжение брака в упрощенном порядке (в органах загса). Следовательно, доказательством является наличие свидетельства о браке.

Если признание гражданина безвестно отсутствующим требуется для усыновления, то предъявляется свидетельство о рождении ребенка.

При рассмотрении дел данной категории обязательно участие представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора, которые выступают с заключениями по делу.

Применительно к конкретному заявлению могут быть представлены иные доказательства, способствующие установлению фактов предмета доказывания.

Во время подготовки дела к судебному разбирательству необходимо проверить невозможность установления места нахождения лица, для чего суд вправе обращаться с запросами в соответствующие организации. Это жилищно-эксплуатационные организации (например, они могут располагать данными о том, когда гражданин оплачивал коммунальные услуги, и проч.

), органы милиции (например, у них могут находиться протоколы о наложении административного взыскания на соответствующее лицо), органы местного самоуправления по последнему месту жительства и месту работы отсутствующего. В случае необходимости могут быть сделаны запросы по месту вероятного нахождения лица.

Выявление невозможности установления места нахождения гражданина связано с вероятностью умышленного поведения гражданина, который скрывается от наказания, уплаты алиментов и проч.

Для этого может быть сделан запрос в органы внутренних дел о назначении розыска данного лица, в службу судебных приставов о принудительном исполнении в отношении гражданина решений судов или актов иных органов.

Практикуется также направление запросов по месту рождения гражданина, месту жительства его родственников, в органы почтовой связи и социальной защиты относительно получения пенсий, пособий.

При участии адвоката в рассмотрении дела может быть использовано право запроса через юридическую консультацию для собирания необходимых доказательств по делу.

2.2. Объявление гражданина умершим

Как следует из законодательства (ст. 45 ГК РФ), по общему правилу для объявления гражданина умершим требуется установление основных материально-правовых фактов: отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение срока, установленного законом (пять лет – для объявления гражданина умершим).

В исключительных случаях, когда речь идет об обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, когда военнослужащий пропал без вести в связи с военными действиями, требуется установление названных обстоятельств и прохождение иного срока: соответственно в течение шести месяцев или по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Предмет доказывания по данной категории дел можно подразделить на общий, характерный для объявления гражданина умершим при отсутствии исключительных обстоятельств, и специальный, когда эти исключительные обстоятельства присутствуют.

Общий предмет доказывания относится к делам, когда требуется установление отсутствия в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. Этот предмет доказывания охватывает установление следующих обстоятельств:

1) установление последнего места жительства гражданина;

2) отсутствие в месте жительства гражданина сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. При этом пятилетний срок, установленный законом для объявления гражданина умершим, исчисляется так же, как и по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим;

3) факты активной и пассивной легитимации – наличие правовой заинтересованности лица, подающего заявление об объявлении гражданина умершим, и наличие материально-правовых отношений между заявителем и гражданином, в отношении которого ставится вопрос об объявлении его умершим: прекращение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца и проч.

Поскольку от заявителя требуется указывать цель признания гражданина безвестно отсутствующим, то доказыванию подлежат факты, подтверждающие наличие соответствующих правовых отношений.

Например, если заявление подано с целью последующего прекращения брака, то устанавливаются брачные отношения;

4) принятие заявителем мер по розыску лица;

5) невозможность установления места нахождения данного лица;

6) существование обстоятельств, дающих основание полагать, что лицо может умышленно скрываться: находится в розыске, не желает выплачивать алименты или исполнять иные решения суда, других органов и проч.;

7) отсутствие спора о праве.

Источник: https://bzbook.ru/Spravochnik-po-dokazyvaniyu-v-grazhdanskom-sudoproizvodstve-1.142.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.