Производство по отдельным категориям дел

Глава 14. Особенности производства по отдельным категориям административных дел

Производство по отдельным категориям дел

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Обучающийся должен:

знать отдельные категории административных дел, особенности производства по отдельным категориям административных дел;

уметь применять полученные знания при производстве по отдельным категориям административных дел;

владеть навыками участия в производстве по отдельным категориям административных дел.

Ранее уже было отмечено, что законодатель устанавливает дифференцированное административное судопроизводство, включая особенности производства по отдельным категориям административным дел. Этому посвящен раздел 4 КАС РФ, который в свою очередь выделяет следующие 12 категорий административных дел:

– производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов;

– производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

– производство по административным делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ;

– производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

– производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;

– производство по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;

– производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации;

– производство по административным делам о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение;

– производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

– производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

– производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

– производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.

Процессуальные особенности производства по перечисленным делам сводятся к следующему.

Во-первых, предметом судебной деятельности являются публично-правовые отношения: об административном, избирательном, налоговом либо ином праве.

В качестве одного из участников производства всегда выступает соответствующий орган государственной власти либо местного самоуправления, контрольные органы (например, органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей – ч.1 ст. 286 КАС РФ), их должностные лица.

Во-вторых, законодателем регламентированы в каждом случае обстоятельства, подлежащие обязательному доказыванию по делу. Например, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При рассмотрении и разрешении административных дел, по которым законодателем установлены особенности производства, суд не связан основаниями и доводами, заявленными в административном исковом заявлении. К обязательному участию в доказывании привлекаются органы государственной, муниципальной власти, контрольные органы.

В-третьих, учитывая особую природу правоотношений, законодатель устанавливает сокращенные сроки производства по административному исковому заявлению (например, в течении пяти дней по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке – ч.2 ст. 283 КАС РФ). Исключение составляет производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Административное дело рассматривается в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд – ч. 1 ст. 289 КАС РФ. Судебное решение, как правило, подлежит немедленному исполнению (например, немедленному исполнению подлежит решение суда о включении гражданина в список избирателей ч.6 ст. 244 КАС РФ).

В-четвертых, в силу специфики публично-правовых отношений в этих производствах не используются такие институты, как соглашение о примирении, возможность подачи встречного административного искового заявления. Не могут осуществляться такие процессуальные действия, как признание административного искового заявление либо отказ от административного искового заявления.

Упрощенное (письменное)производство по административным делам

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства, характеризуются достаточным разнообразием. С учетом правовой и фактической сложности административного дела законодатель предусмотрел в качестве самостоятельной формы упрощенное (письменное) производство по делу, которое регламентировано в разд. 5 КАС РФ. Это есть вид ускоренного порядка рассмотрения административного дела.

Для применения данного вида производства необходимо соблюдение следующих условий (ст. 291 КАС РФ):

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;

4) в иных случаях, предусмотренных КАС РФ (например, ч.5 ст. 216 КАС РФ).

Производство в суде первой инстанции включает все стадии: возбуждение административного дела, подготовку административного дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство. Однако производство в этих стадиях отличает ускоренный и упрощенный характер. 

Судебное определение о возможности применения правил упрощенного (письменного) производства выносится на стадии подготовки к судебному разбирательству.

При этом устанавливается десятидневный срок для представления в суд сторонами возражений относительно применения этого порядка.

Если возражений не поступило, судья проводит судебное разбирательство в упрощенном порядке в срок, не превышающий десяти дней со дня определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Особенность судебного разбирательства заключается в том, что производство осуществляется судьей единолично, без участия сторон по материалам административного дела, и, соответственно, без ведения протокола судебного заседания.

Судебное исследование доказательств осуществляется в объеме, представленном участниками до судебного разбирательства.

Доказательства представлены в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если КАС РФ предусмотрено вступление прокурора в судебном процессе.

Упрощение процедуры судебного разбирательства достигается не только ограничением объема исследуемых доказательств, но и ограничением участников в распорядительных действиях. По смыслу закона административный истец не может изменить предмет или основания административного искового заявления, стороны не могут заключить соглашение о примирении.

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом общих правил, установленных гл. 15 КАС РФ, и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.

Копия решения направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Решение судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке в сокращенный срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Контрольные вопросы

1. Перечислите дела, относящиеся к отдельной категории в административном судопроизводстве.

2. Раскройте особенности упрощенного производства в административном судопроизводстве.

3. Перечислите особенности производства по отдельной категории административных дел.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 1531 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/17-62118.html

Особенности производства по отдельным категориям дел

Производство по отдельным категориям дел

Кроме рассмотренных выше принципов и общих правил конституцион­ного судопроизводства, обязательных для любой процедуры, раздел третий Закона о Конституционном Суде устанавливает особые правила производ­ства по рассмотрению дел: о соответствии Конституции Российской Феде­рации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними; о соответствии Конституции Российской Федерации не всту­пивших в силу международных договоров Российской Федерации; по спо­рам о компетенции; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; по толкованию Конституции Российской Федерации; о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обви­нения Президента Российской Федерации.

1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ норма­тивных актов органов государственной власти и договоров между ними.

Правом обращения в Конституционный Суд по данной категории дел обла­дают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государствен­ная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Феде­рации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации.

Основаниями допустимости запроса по данной процедуре являются:

– если заявитель считает данные акты или договоры не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопре­ки официально принятому решению об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации;

– если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов субъектов Российской Федерации (ст. 85).

Конституционный Суд устанавливает соответствие: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие; с учетом разделения властей и разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации.

Проверка конституционности нормативных актов и договоров, приня­тых до вступления в силу Конституции Российской Федерации, произво­дится только по содержанию норм.

В итоговом решении по делу эти акты или договоры (либо отдельные их положения) признаются соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание не соответствующим явля-

ется основанием отмены в установленном порядке других нормативных актов, основанных на акте (или договоре), признанном неконституционным. Их положения не могут применяться судами, другими органами и должно­стными лицами.

2. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Россий­ской Федерации не вступивших в силу международных догово­ров.

Правом на обращение с запросом по этому вопросу обладают: Прези­дент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государст­венной Думы, Правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Запрос является допустимым, если:

1. Упоминаемый договор подлежит, согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону, ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти.

2. Заявитель считает не вступивший в законную силу международный договор не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его несоответствия Конституции Российской Федерации.

Пределы проверки по данной процедуре совпадают с пределами по пер­вой процедуре (ст. 86 Закона).

В итоговом решении договор может быть признан соответствующим или не соответствующим Конституции Российской Федерации. В послед­нем случае международный договор (либо отдельные его положения) не подлежит введению в действие и применению, т. е. не может быть ратифи­цирован, утвержден и не может вступить в силу.

3. Рассмотрение дел по спорам о ком пете нци и. Правом на об­ращение в Конституционный Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из субъектов участвующих в споре органов, перечисленных в п. 3 ст.

125 Конституции Российской Федерации (феде­ральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, высшие государственные органы субъектов Россий­ской Федерации). В случае, предусмотренном ст.

85 Конституции Россий­ской Федерации (использование согласительных процедур), этим правом наделен Президент Российской Федерации.

Ходатайство органа государственной власти допустимо, если:

– оспариваемая компетенция определяется Конституцией Российской Федерации;

– спор не касается вопросов о подведомственности дел судам или под­судности;

– спор не был или не может быть разрешен иным способом;

– заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера нарушением установленного Конституцией Российской Федера­ции разграничения компетенции;

Раздел II. Судебная система Российской Федерации

заявитель ранее обращался к указанным (в ч. 3 ст. 125 Конституции) органам с письменным заявлением о нарушении компетенции заявителя;

– в течение месяца со дня получения этого заявления не были устране­ны указанные в нем нарушения;

– состоялось обращение государственного органа к Президенту Россий­ской Федерации с просьбой об использовании согласительных процедур, но Президент Российской Федерации в течение месяца их не использовал.

Ходатайство Президента Российской Федерации допустимо, если:

– Президент использовал согласительные процедуры для разрешения разногласий;

– разногласия между органами государственной власти являются под­ведомственным Конституционному Суду спором о компетенции.

Пределы проверки по данной процедуре определяются исключительно принципом разделения государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную, а также разграничением предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

В итоговом решении подтверждается или отрицается полномочие из­дать акт, послуживший причиной спора о компетенции.

4. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или кол­лективной жалобой обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федераль­ном законе.

К жалобам прилагается копия официального документа, подтверждаю­щего применение закона либо возможность его применения в конкретном деле. Выдача заявителю такой копии производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Жалоба допустима, если:

1) закон затрагивает конституционные права и свободы;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рас­смотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, приме­няющем закон.

Суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит приме­нению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом.

Пределы проверки по данной процеду­ре определяются так же, как и для проверки соответствия Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной вла­сти.

Итоговое решение по делу состоит в признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Признание несоответствия Конституции Россий-

Глава 8 Конституционный Суд Российской Федерации

ской Федерации во всяком случае влечет пересмотр конкретного дела ком­петентным органом и возмещение гражданам судебных расходов.

5. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов.

Запросы по этой процедуре допустимы, если закон применен или под­лежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле С момента вынесения судом решения об обращении в Конституцион­ный Суд и до принятия последним решения производство по делу или ис­полнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

6. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Феде­рации. Правом на обращение в Конституционный Суд по этому вопросу обладают:

Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Толкование Конституции Российской Федерации является официаль­ным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, долж­ностных лиц, граждан и их объединений.

7. Рассмотрение дела о даче заключения о соблюдении установ­ленного порядка выдвижения обвинения Президента Россий­ской Федерации.

Запрос о даче такого заключения допустим, если обвине­ние в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Россий­ской Федерации признаков соответствующего преступления.

Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса, текст заключения Верховного Суда Российской Федерации. Заключение Конституционного Суда должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса.

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает заклю­чение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения или о его несоблюдении. В последнем случае рассмотрение обвинения прекраща­ется.

Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации

Источник: https://studopedia.ru/8_190463_osobennosti-proizvodstva-po-otdelnim-kategoriyam-del.html

Производство по отдельным категориям дел

Производство по отдельным категориям дел

⇐ ПредыдущаяСтр 153 из 168Следующая ⇒

1.

В порядке особого производствав арбитражном суде подлежат уста­новлению следующие факты: владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определен­ном месте; принадлежности правоустанавливающего документа, действую­щего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наиме­нование юридического лица, имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении. Указанный перечень является примерным, по­скольку ст. 218 АПК допускает установление и других фактов, порождаю­щих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной эко­номической деятельности.

Порядок их возбуждения и рассмотрения ничем существенно не отли­чается от того, который предусмотрен для таких дел в гражданском про­цессе.

2. С заявлением о признании должника банкротомв арбитражный суд вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица. Особенности производства по указанным делам определяются феде­ральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банк­ротства).

3. АПК предусматривает упрощенный порядок рассмотрения дел,отве­чающих двум условиям: 1) требование носит бесспорный характер, при­знается ответчиком или заявлено на незначительную сумму; 2) стороны

Глава 26. Порядок рассмотрения и разрешения дел в арбитражных судах

согласны на рассмотрение дела в упрощенном порядке. В частности, со­гласно ст. 227 АПК к таким относятся следующие дела:

1) об имущественных требованиях, основанных на документах, под­тверждающих задолженность по оплате за потребленные электрическую энергию, газ, воду, отопление, услуги связи, по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельно­сти;

2) по искам, основанным на представленных истцом документах, ус­танавливающих имущественные обязательства ответчика, которые ответ- г чиком признаются, но не выполняются; “**JV

3) по искам юридических лиц на сумму до 200 установленных феде­ральным законом МРОТ, а по искам индивидуальных предпринимате­лей – до 20 установленных федеральным законом МРОТ;

Возбуждая дело, арбитражный суд указывает на возможность его рас­смотрения в упрощенном производстве и устанавливает пятнадцатиднев­ный срок, в течение которого стороны вправе направить свои возражения относительно применения такого порядка, а ответчик – свой отзыв на ис­ковое заявление с возражениями по существу заявленного требования и доказательства (ч. 3 ст. 228 АПК). В случае представления стороной та­ких возражений арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства. Их отсутствие следует расценивать как согласие сторон на упрощенный порядок разбирательства дела.

От искового упрощенный порядок разбирательства отличается тем, что стороны не вызываются в судебное заседание, а решение арбитражный суд принимает, основываясь только на имеющихся в деле материалах (объяс­нениях сторон, письменных доказательствах и др.). При этом срок рас­смотрения дела не должен превышать одного месяца со дня получения ар­битражным судом искового заявления.

Если проводить аналогии, то упрощенное производство уместно срав­нить с приказным производством в гражданском процессе.

4. Действующий АПК (гл. 30) выделяет в отдельное производство рас­смотрение дел об оспаривании решений третейских судов и о выдаче арбит­ражными судами исполнительных листов на их принудительное исполнение.

С заявлением об оспаривании решения третейского суда вправе обра­титься сторона третейского разбирательства в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения его решения, а по делам о выдаче исполнитель­ного листа – сторона, в пользу которой состоялось решение, в течение трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.

Заявление должно отвечать общим требованиям (ст. 125, 126 АПК) и, кроме того, содержать сведения о решении третейского суда, которое ос­паривается либо на основании которого выдается исполнительный лист (ст. 231, 237 АПК).

Согласно ст. 232, 238 АПК дело подлежит рассмотрению единолично судьей в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд посредством исследования в судебном заседании представленных сторона­ми доказательств.

Основаниями отмены оспариваемого решения или отказа в выдаче ис­полнительного листа служат две группы обстоятельств, предусмотренных ст. 233, 239 АПК.

Часть II. Арбитражный процесс

Первую группу образуют диапозитивные основания. Это нарушения, при наличии которых суд отменяет решение только в случае, если заяви­тель ссылается на них и докажет, что они были допущены в судебном за­седании:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, преду­смотренным федеральным законом;

2) сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назна­чении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважитель­ным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренно­му третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст.

239 АПК дополнительным основанием для отказа в выдаче исполнительного листа является то обстоятельство, что решение третейского суда еще не стало обязательным для сторон или было отменено либо его исполнение было приостановлено арбитражным судом или иным судом в РФ, либо судом другого государства, на террито­рии которого это решение было принято, или государства, закон которого применяется.

Ко второй группе следует отнести нарушения, которые в случае их об­наружения судом всегда влекут отмену решения третейского суда (публич­ные основания), как то:

1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Особенностью дел об оспаривании решений третейского суда и дел о выдаче исполнительного листа является то, что по результатам рассмот­рения заявления арбитражный суд выносит не решение, а определение, которое подлежит обжалованию в кассационном порядке в месячный срок со дня его принятия.

5. Арбитражный суд осуществляет производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбит­ражных решений.

Порядок их рассмотрения существенно не отличается от того, который установлен для разбирательства дел об оспаривании реше­ний третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудитель­ное исполнение решений третейских судов.

⇐ Предыдущая148149150151152153154155156157Следующая ⇒

Date: 2015-08-15; view: 279; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/4-93538.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.