Включение в статью нормативного правового акта всех

Статья нормативно-правового акта: – это его неотъемлемая составная часть, элементарная, законченная и

Включение в статью нормативного правового акта всех

– это его неотъемлемая составная часть, элементарная, законченная и самостоятельная форма выражения конкретного нормативно-правового предписания, учитывающая специфику данного нормативно-правового акта и природу регулируемых общественных отношений.

Варианты изложения нормы права в составе нормативного акта могут быть различны. B одной статье нормативного акта излагаются:

– все элементы нормы права (полное совпадение);

r- один или два элемента логической структуры нормы права;

– две или несколько норм права;

– в двух или нескольких статьях одного и того же норматив ■ ного акта излагается норма права;

– в нескольких статьях различных нормативно-правовых актов излагается норма права.

Способы техники изложения нормы права в статье нормативного акта:

V прямой (статья нормативного акта непосредственно излагает норму права);

V отсылочный (статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта);

V бланкетный (статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает не к конкретной статье этого же акта, а к другому акту или к законодательству вообще).

Виды норм права

Существуют различные основания для деления норм права:

* По отраслевой принадлежности:

нормы конституционного, гражданского, административного, экологического и т.п. права.

* По источнику (юридической силе):

– нормы права, изложенные в законах (высшая юридическая сила);

– нормы права подзаконных-актов.

* По функциям права:

– регулятивные (правоустановительные) – регулируют общественные отношения путем предоставления его участникам прав и возложения на них обязанностей;

– охранительные – регламентируют меры юридической ответственности, меры защиты, учитывают форму вины, последствия деяния.

* По предмету правового регулирования:

~ нормы материального права (уголовного, административного, гражданского права и т.п.), регулирующие непосредственно сами общественные отношения;

– нормы процессуального права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права), регулирующие лишь порядок (процедуру) осуществления права, т.е. вторичные обществен-

iiwe отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права;

– коллизионные нормы – принимаются с целью устранения I і'олкновения (коллизии), определяют порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

*По характеру субъективных прав и юридических обязанностей:

– запрещающие – устанавливают обязанность не делать чего- Ji ибо (не переходить улицу на красный сигнал светофора, не мыражаться нецензурно и т.п.);

– обязывающие – предписывают субъекту права делать что- либо, вести себя определенным образом (свидетель явится для дачи показаний к следователю и т.п.);

– управомочивающие – формируют, устанавливают права субъекта, разрешают определенное поведение (собственнику – нладеть, пользоваться, распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом).

* По степени конкретизации содержания:

– первичные (исходные) нормы – не содержат в строгом смысле слова элементов нормы, в обобщенном виде они определяют ОСНОВЫ правового регулирования, его цели и задачи, пределы и направления (дефинитивные, декларативные нормы, нормы- иринципы, нормы-цели, нормы-начала);

– общие нормы – закрепляют содержание, критерии правомерности, суммарные признаки того или иного понятия, распространяющиеся на соответствующую отрасль права или на ряд отраслей права (например, норма права, содержащаяся в ст. 21 УК РФ, определяющая признаки невменяемости лиц, совершивших преступления, или конституционные нормы, по отношению к нормам иных отраслей права);

– конкретные нормы – регулирующие вполне определенный І1ИД типичных общественных отношений, учитывают особенности, условия реализации прав и обязанностей сторон, способы правового воздействия на их поведение и т.д.

* По методу правового регулирования:

– императивные нормы – в широком смысле императивными являются все нормы права (см. свойства права), но есть нормы, иластно-побудительный характер которых выступает особенно рельефно – они выражены в категорических предписаниях, исключают какой-либо выбор, вариант поведения, строго обязательны и ие зависят от воли субъектов права (например, нормы-принципы);

– диспозитивные нормы предоставляют субъектам правовой жизни свободу усмотрения: самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей, оставаясь при этом в пределах закона (правовая автономия наиболее свойственна гражданскому праву);

– поощрительные нормы – в общем смысле любые нормы правг в той или иной степени способствуют законопослушному поведению, но есть нормы, прямо стимулирующие социальное полезное, одобряемое государством поведение (добросовестный, высокопроизводительный труд, творческая активность, воинские подвиги отмечаются государством орденами, медалями, премиями, почетными званиями);

– рекомендательные нормы – устанавливают наиболее желательный для государства и общества вариант поведения в тех сферах жизни, которые подверглись юридической регламентации или затрагивают суверенитет государства (типовые, модельные, международно-правовые документы, рекомендуемые национальным парламентам).

Нормы права могут быть квалифицированы и по своей внутренней структуре, т.е. по признакам, свойственным ее гипотезе, диспозиции, санкции.

Так, например, нормы права называются:

O простыми — если диспозиция состоит из одного варианта поведения,

O сложными – если таких вариантов два и более,

O альтернативными – если у субъекта есть возможность выбрать из предложенного тот или иной вариант.

C учетом степени определенности гипотезы, норму права можно квалифицировать как:

O абстрактную – регулирует более широкий круг отношений, отличается большой стабильностью;

O казуистическую – регулирует более частный, но типичный случай, более доступна для понимания, более эффективна как средство управления.

Учет особенностей характера санкций норм права дает возможность их подразделить на:

A карательные (штрафные) – указывают на активно-принудительные меры государства, например в Уголовном кодексе, и

A правовостановительные (превентивные) – компенсируют расходы, возмещают потери, восстанавливают права, в праворегулятивной сфере.

* По содержанию неблагоприятных последствий (личных, фи- ;

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/statya-normativno-pravovogo-46782.html

Понятие локальных норм и локальных нормативных правовых актов в организации

Включение в статью нормативного правового акта всех

Каждая организация вне зависимости, какой имеет статус, коммерческий или некоммерческий, должна самостоятельно разработать локальные нормативные акты. После создания всей необходимой документации, организация выходит на «автоматический» режим управления. Это могут быть: должностные инструкции, дисциплинарные правила или всевозможного рода положения.

Самостоятельная разработка локальных нормативных актов в организации это не только «комфортные» условия для работающих в ней людей и бесперебойной работы, но и своего рода «защита» от проверяющих органов, это например, трудовая инспекция, прокуратура, или судебные разбирательства.

Как правило, для этих организаций недостаточно, чтобы соблюдались трудовые права работников и правильно оформленная документация, здесь также важно грамотное оформление, детальное исследование всех ключевых потоков, как в области трудового права, так и в области финансовых, производственных и т.п.

Созданные локальные акты организацией могут относиться к разряду обязательных, общеустановленных и добровольно созданных.

К обязательным локальным актам, которые определяют общий принцип работы, относятся:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • структура и штатное расписание;
  • график отпусков;
  • правила охраны труда;
  • коллективный договор;
  • положение о защите персональных данных;
  • положение об оплате труда;
  • антикоррупционная политика;
  • должностные инструкции;
  • положение о служебных командировках.К необязательным, которые не указаны в российском законодательстве, но необходимые для работы в управлении организации:
  • положение о премировании;
  • положение о материальном стимулировании;
  • положение о внедрении
  • журнал ознакомления с локальными нормативными актами;
  • инструкция по делопроизводству организации;
  • регламент хранение документов;
  • положение об экспертной комиссии по проведению экспертизы ценности документов;
  • положение о персонале;
  • положение об организации обучения и повышении квалификации персонала;
  • положение об отпусках;
  • положение о структурных подразделениях;
  • положение об адаптации персонала;
  • положение об аттестации персонала;
  • табель форм первичных учетных документов по личному составу;
  • инструкция по ведению кадрового делопроизводства и т.п.Какие бы не разрабатывала организация нормативные акты, они не должны противоречить российскому законодательству. Созданные документы должны быть донесены до всех касающихся сотрудников и должны выполняться как работодателем, так и подчиненными.Организации, создавая на своем предприятии локальныенормативные акты, опираются на утвержденные ГОСТы государства РФ, которые несут рекомендательных характер, за исключением, если они не связаны с трудовым правом. В Трудовом кодексе РФ, в статье 5, где предусматривается источники трудового права, включают в неё локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.Такие признаки присущи всем документам, характерные для локального нормативного правового акта, такие как:– имеют властно-государственный характер. Именно государство наделяет и координирует работодателей правомочиями по разработке собственных локальных нормативных актов, т. е. нормотворческой документацией;– принимаются в соответствии всех требований к форме, содержанию и с соблюдением действующей процедуры;– с содержанием юридической нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им, общеобязательный, нормативный характер;– имеют пространственные, временные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие в пространстве, во времени и по кругу лиц.Итак, нормативные локальные акты в трудовом праве – это документы, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями.Локальные нормативные акты действуют в пределах коммерческой или некоммерческой организации.Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие признаки-особенности локальных нормативных актов:1) пространственные действия и пределы ограничены: действуют лишь в конкретной организации;2) субъектом локального нормотворчества является конкретная организация (работодатель);3) разработанные организацией акты должны нести подзаконный характер и не могут противоречить нормативным правовым актам, снижать установленный ими уровень гарантий трудовых прав работников, трудовому законодательству, коллективному договору, соглашениям и иным содержащим нормы трудового права;4) они отражают специфику производства, характер и профиль деятельности работодателя и учитывают его экономические возможности;5) локальные нормы отличает оперативность реагирования на изменения в организации труда, которые диктуются рынком.Разрабатывая локальные нормативные акты в организации, где содержатся нормы трудового права, соглашениями должны придерживаться в пределах своей компетенции, в соответствии с трудовым законодательством, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Понятие локальных норм и локальных нормативных правовых актов в организации

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e455985913b3d225706d109/poniatie-lokalnyh-norm-i-lokalnyh-normativnyh-pravovyh-aktov-v-organizacii-5e494d15e977e25b8eebd924

Вопрос 23 Норма права и статья НПА

Включение в статью нормативного правового акта всех

Первичным элементом системы является норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичным же элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы.

В ней иногда излагаются лишь два элемента – гипотеза и санкция, диспозиция же может содержаться в другой статье данного нормативно-правового акта (отсылочный способ изложения) или в совершенно другом акте (бланкетный способ изложения).

Более того, в одном и том же нормативном акте могут содержаться нормы различных отраслей права, которые обеспечиваются санкциями, содержащимися в других нормативных актах (например, законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, народном образовании, местном самоуправлении и другие).

Как видно, один и тот же нормативно-правовой акт может регулировать различные по своему содержанию виды общественных отношений, включая нормы нескольких отраслей права, поэтому у него не может быть единого предмета и метода правового регулирования.

Как отмечалось, это объясняется тем, что в реальной жизни возникает потребность урегулировать одним или группой нормативно-правовых актов не один вид общественных отношений, а целую группу разновидовых отношений, действующих в определенной сфере: сельскохозяйственном производстве, транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.

1. Норма права не тождественна статье нормативного правового акта.

Норма – это правило, а статья НПА – это форма изложения мысли законодателя.

Законодатель, используя различные формы словесного выражения правовой нормы, исходит из соображений удобства, экономии, убедительности. Ведь нормативные правовые акты должны быть достаточно простыми, понятными и доступными для восприятия, компактными – без длиннот и повторений.

2. Кроме того, не все записанные в нормативном правовом акте положения являются нормами права, непосредственно регулирующими общественные отношения. Например, во многих нормативных правовых актах выделяются преамбулы, формулируются принципы и цели регулирования, даются определения используемых терминов и т.п.

Поэтому структура нормы права, как правило, не совпадает со структурой отдельной статьи НПА.

3. Более того, все структурные элементы отдельной правовой нормы чрезвычайно редко излагаются в одной статье НПА. Чаще всего структурные элементы правовой нормы излагаются в различных частях НПА.

Иногда гипотеза вообще не дается в силу ее очевидности, либо дается общая для ряда статей (например, описание признаков договора займа дается в одной статье, а в других статьях только различные варианты соответствующих диспозиций).

В статье может излагаться только описание меры возможного поведения (право), а обязанность подразумеваться, и наоборот.

В статьях уголовных кодексов обычно слиты гипотеза и диспозиция в одной формулировке (описание признаков преступления – гипотеза, и подразумеваемый ей запрет совершать подобные преступления – диспозиция).

Иногда структурные элементы правовой нормы излагаются в статьях различных нормативных правовых актов. В этом случае, чтобы облегчить пользователю поиск различных элементов правовой нормы, законодатель прибегает к отсылочным предписаниям.

Как известно, нормы права излагаются в статьях нормативно-правовых документов. При этом существуют особые требования оформления норм в статьях (четкие и точные формулировки, детальное описание предписываемых действий). Изложение нормы в нормативно-правовом акте означает, что данная норма приняла юридическую форму. Именно после этого, норма становится нормой права, юридической нормой.

Вопрос о соотношении норм и статьи нормативно-правового акта тесно связан со структурой нормы права.

Структура нормы права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Структурные части (элементы) правовых норм излагаются в статьях нормативных актов неодинаково.

Различаются прямой, ссылочный и бланкетный способы изложения.

-Прямой способ изложения означает полное изложение (формулирование) элементов правовой нормы непосредственно в статье закона, закрепляющей эту норму.

-При ссылочном изложении элементы правовой нормы не раскрываются полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи.

-При бланкетном изложении недостающие сведения восполняются не какой-либо точно указанной статьей, а самостоятельными нормами права, содержащимися в других нормативных актах. Для правильного понимания нормы, изложенной бланкетным способом, необходимо прибегнуть к этим нормативным актам.

Бланкетной является, например, статья, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности горных работ. Для уяснения ее смысла необходимо обратиться к нормативным актам, в которых непосредственно установлены правила безопасности горных работ.

Ссылочный и бланкетный способы позволяют избежать ненужных повторений. Вместе с тем в практическом пользовании наиболее удобно прямое изложение.

Источник: https://cyberpedia.su/6x32fc.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.